Сосед соседу всегда помощник
На фермах Барабинского района будут зимовать 18,5 тысячи голов скота. Их надо обеспечить запасом кормов
Даже в самые благоприятные годы животноводство в Барабинском районе — главный кормилец. С этой отраслью связаны и социальные, и экономические задачи любого села: на фермах — основные рабочие места, с молока и мяса хозяйства производят расчеты за горючее, электроэнергию, рассчитываются по кредитам.
А нынче район определил для отрасли еще одну большую задачу: ощутимо повысить производство молока и за счет этого — заработную плату животноводов. Естественно, на первый план вышел вопрос о заготовке кормов.
Не жалели ни сил, ни денег
На эту благую цель работали с полным напряжением. Закупали семена высших репродукций, приобретали технику, в пользу кормовых культур скорректировали посевные площади. В хорошие сроки отсеялись и успели еще порадоваться дружным всходам. Все это должно было реально позволить заготовить по 30 центнеров кормовых единиц на условную голову скота.
Но дальше свои условия диктовала жестокая засуха. Единственный дождь прошел 19 июня, и то не повсеместно. Теперь район бьется за то, чтобы не допустить бескормицы, не сбросить поголовье скота. Конечно, можно зимовать и с пятнадцатью центнерами кормовых единиц на голову, такое бывало в давней истории района. Но тот «экстрим» и вспоминать страшно.
И не надо вспоминать, а тем более повторять. Время сейчас другое и возможности хозяйств все-таки другие.
И никакой паники
На днях глава Барабинского района Сергей Яцун проводил совещание с руководителями и специалистами сельхозпредприятий. Перспективы по заготовке кормов определили следующим образом. По сену ситуацию можно считать нормальной. Уж какое там будет сено по питательным качествам, вопрос номер два, но оно будет. И, скорее всего, его запасы даже превысят план.
Хозяйства, где скота поменьше, уже обеспечили свои фермы, остальные еще косят. Заходят в низины, болота, в дело идет камыш. Ставят скирду за скирдой — и никакой паники. Хотя поводов для нее хоть отбавляй. Приступили к уборке зерновых — намолоты по 5 — 6 центнеров с гектара. Это значит, что с фуражом тоже будет негусто. Более того, ревизия зерновых полей показала, что 14 процентов из них уборке не подлежат. Однако брошены они не будут: массу скосят на сено.
Сложнее всего с сенажом. Урожайность зеленой массы упала втрое. Раньше СХПК «Колхоз «Устьянцевский» брал на люцерне по 200 центнеров зеленой массы с гектара — комбайн захлебывался. Сейчас не захлебывается. И так в каждом хозяйстве. При всем старании можно заложить 60 — 65 процентов от необходимого.
Выходят из положения разными способами. Например, в Новокурупкаевке, где нет общественного скота, создана бригада, которая готовит корма для СХПК «Колхоз «Таскаевский»: там дефицит механизаторских кадров. Новокурупкаевские трактористы стараются как для себя, работают весь световой день.
Могло быть значительно хуже
И еще особенность нынешнего лета: хозяйства, первыми завершившие сенокос, сразу же открыли свои луга для соседей.
— И совершенно не жалко, — уверяет директор «Пригородного» Сергей Белов. — Сосед соседу должен помогать, причем бескорыстно.
В его хозяйстве сеновал полон, похоже, имеется и кое-что на продажу. И все это заготовили три механизатора, которых вы видите на фотографии: Владимир Мурзин, Валентин Чепрасов и Владимир Ольбершев. Ответственные, деловые люди, профессионалы. Им доверена новая техника, хорошо оплачивается их труд, они с весны до осени в поле и на лугу.
«Пригородное» тоже из тех хозяйств, которые намеревались сделать рывок в кормопроизводстве. Здесь хорошая люцерна, весной посеяли просо, суданскую траву, сою. Из всего этого набора лучше всех пережила засуху суданка, и теперь для нее всегда найдется место в кормовом клине «Пригородного».
Нынешний урожай суданки полностью пойдет на семена, но отдельно засевали небольшую делянку, чтобы коровы продегустировали новый корм. «Уборку» они провели быстро и тщательно: не оставили ни стебелька. Какую тут оценку можно поставить — только «отлично»!
А сейчас на лугах «Пригородного» готовят сено два соседних хозяйства, «Устьянское» и «Зюзинское». И это не единичный пример взаимовыручки сельхозпроизводителей.
…Экономисты райсельхозуправления подсчитали, что засуха уже «съела» 120 миллионов рублей. Это так называемая упущенная прибыль. Потеряли хозяйства, которые вкладывались в покупку техники и горючего в расчете на высокий урожай, в строительство животноводческих помещений. В основном использовались заемные банковские средства. И чем теперь рассчитываться по кредитам?
Потеряли люди, не дождавшиеся повышения заплаты. А надо детей в школу собирать…
Да, тяжело сейчас, тяжело будет еще целый год, до нового урожая. Но вложенные средства и труд не пропали даром. Они сработали во спасение села. Ведь если бы не было там новой техники, если бы поскупились на посев кормовых культур, что бы смогли взять в такой год с естественных сенокосов? Вот тогда бы журналистам пришлось писать о беде. Но мы, слава богу, пишем о том, как она преодолевается.