Без дисциплины и сыр не сваришь
Маслосырзавод «Сузунский» делает ставку на вечные рыночные ценности — стабильное качество и разумную ценовую политику
Генеральный директор завода Анатолий Трапезников очень не любит общаться с журналистами в кабинете, его кипучая натура буквально рвется на производственную площадку. Только там можно воочию оценить, чем живет и дышит предприятие. Здесь постоянно что-то строится, АО «Столица молока» улучшается и перевооружается. У директора есть простая и понятная цель — сделать маслосырзавод лучшим предприятием, в который он входит. Это в перспективе. А сегодня пока приходится решать проблемы, копившиеся годами.
Первым делом — дисциплина
В феврале 2010 года Анатолий Иванович был направлен руководством холдинга в Сузун исправлять ситуацию. Нельзя сказать, что предприятие находилось на грани краха, но первые тревожные звоночки уже раздавались. Основной проблемой было отсутствие стабильного качества продукции.
— Даже я, житель Алтайского края, — говорит Трапезников, — слышал о сузунском сыре: это была зарекомендовавшая себя марка, надежный брэнд. А потом пошли отказы от продавцов: потребители говорили, что сыр уже не тот, необходимо было срочно поднимать престиж марки.
Производство, связанное с молоком, строится на огромном количестве нюансов, главным из которых было и остается безупречное соблюдение технологической дисциплины. Положено, к примеру, чтобы сыр созревал при температуре плюс 9 — 11 градусов, а хранился от минус 2 до плюс 2, — как хочешь, но добейся, иначе вкус будет уже не тот.
Вначале непросто было и с цельномолочной продукцией: то у нас получался шикарный кефир, а назавтра допускали брак. Было и две жалобы от покупателей, по которым вместе с директором выезжали руководители цельномолочного цеха и ОТК и микробиолог. Люди поняли, что подход будет очень серьезный. Да и психологически иначе воспринимается, когда слышишь отзывы о своей работе из первых уст — это серьезный стимул. Ведь были моменты на заводе, когда сотрудники выполняли свои обязанности без огонька, по накатанной: вышла продукция за территорию завода, и забыли. А сейчас сотруднику цельномолочного цеха, к примеру, не зазорно навести порядок, если есть свободное время. Теперь люди не говорят про себя: я мастер, оператор или грузчик. Есть единый дух: я — работник цеха.
— Уходили люди, скрывать не буду, — вспоминает директор, — и обиды были. Но многие остались и приняли новые требования. На заводе проводилось обучение, аттестация — все по-серьезному. А когда вернулось качество, пошел спрос и увеличилась сдельная заработная плата, настроение у людей улучшилось заметно.
За два с лишним года, что здесь работает Анатолий Трапезников, ни разу не было задержки зарплаты или аванса. Это тоже говорит о стабильности.
Рук не хватает
Описывая текущую ситуацию на предприятии, директор говорит: «Рук не хватает». К счастью, не рабочих, а у самого руководителя — ему приходится одновременно решать несколько вопросов. Сейчас, летом, это прежде всего строительство и реконструкция. Строится новый склад, переоборудуется котельная для механической загрузки угля и шлакозолоудаление, там ремонт, здесь… Хочется расширяться еще больше, но территория завода ограничена, а вот стремление к совершенству бесконечно. Первый этап — сделать все подразделения завода мобильными и эффективными, уйти от постоянных аварийных ремонтов и заменить их плановым техническим обслуживанием. В конце концов, добиться стабильности как в качестве продукции, так и в спросе на нее.
— Маслосырзаводы для сельских районов, — рассуждает Трапезников, — просто жизненно необходимы. Конечно, можно возить продукцию за десятки и сотни километров, но пока в районе есть переработка, есть животноводство — живет и село. И неважно, останусь я в Сузуне или буду работать в другом месте, главное — люди здесь при деле. Уйдут они — придут их дети, и завод будет жить.
Это глобально, а если говорить о буднях, то каждое утро, еще до рассвета, на заводе начинается погрузка, чтобы продукция попала к открытию на прилавки магазинов в Черепаново, Маслянино и Сузуне. В Новосибирск и Барнаул продукцию часто увозят в ночь — в городах уже ждут машины, которые развозят свежий товар по розничным сетям. На сотрудников транспортного цеха ложится огромная ответственность, ведь опаздывать нельзя ни в коем случае. Их два десятка человек, надежных профессионалов, пользующихся доверием коллектива и руководства. А доверие окрыляет.
ЦИФРА
30 — 60 суток период созревания головки сыра в специальном помещении, прежде чем попасть на прилавок.