USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Служба СПАСения на связи

Татьяна РЕШКЕ
Сергей ЗАХАРОВ:  — За весь период работы службы «СПАС-001» удалось спасти 2 506 человек. Если бы эти люди выстроились  в шеренгу, цепочка протянулась бы вдоль всего Красного проспекта
Сергей ЗАХАРОВ: — За весь период работы службы «СПАС-001» удалось спасти 2 506 человек. Если бы эти люди выстроились в шеренгу, цепочка протянулась бы вдоль всего Красного проспекта

— Сегодня жители нашего города и области защищены гораздо лучше, чем пять-десять-пятнадцать лет назад. В 1995 году, когда мы только разворачивали нашу деятельность, службы спасателей в Новосибирске еще не было. Мы начинали с нуля. Сегодня техническая оснащенность компании просто великолепная! Идет мощное финансирование государственного сектора служб спасения, чего прежде не бывало. В распоряжении спасателей находятся мировые образцы техники.

— Как выглядит рабочая картина в цифрах?

— Самая главная цифра для нас — конечно, количество спасенных жизней. В 2011 году нам удалось спасти 30 человек, а за весь период работы службы — 2 506 человек. Если бы эти люди выстроились в шеренгу и взялись за руки, цепочка протянулась бы вдоль всего Красного проспекта. Лучшим подарком уходящего года стало присуждение двум спасателям государственных наград: оперативные сотрудники «СПАС-001» Виктор Сахнов и Андрей Филатов указом Президента России получили медали «За спасение погибавших». Я убежден, что каждый, кто отработал в службе хотя бы несколько лет, достоин всяческих наград. Новосибирская служба спасения «СПАС-001» за многолетнюю работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан награждена многочисленными наградами.

Поступок настоящего мужчины
— Однажды в «СПАС-001» поступила заявка: девочка лет четырех упала в канализационный колодец. Спасатели прибыли на место происшествия в считанные минуты, но девочку не нашли — ее унесло в трубу сточными водами. Виктор Сахнов бросился к другому колодцу, но и там не обнаружил ребенка. Что дальше? По сути дела, всё. Формально свои функции служба выполнила: девочку найти не удалось. Но что делает спасатель? Определив по карте местонахождение ближайших колодцев, он по своей инициативе спускается в третий колодец — никого. Затем в четвертый — напрасно… И наконец после долгих поисков, уже в пятом колодце, он все-таки обнаруживает девочку. И она — жива!.. Как думаете, это подвиг? Героизм? Я бы сказал, это поступок. Поступок настоящего мужчины, защитника, профессионала, который сделал все, что мог, и даже больше. А сколько их, таких поступков, о которых мало кто знает, о которых не писали газеты? Чаще всего героем оказывается не кто-то один, а вся команда. Экипаж, выехавший на место действия: медперсонал, водители…

— Что заставляет людей идти в эту нелегкую профессию, как вы полагаете?

— Наверное, сколько людей, столько и ответов на ваш вопрос. Естественно, профессия спасателя овеяна ореолом героизма: это и адреналин в крови, и особый, мужественный имидж… Что же касается денежного довольствия — поверьте, оно невелико. За те деньги, которые получает спасатель, далеко не каждый пойдет рисковать жизнью. Человек без души и без сердца, человек с ломкой психикой не выдержит даже подготовительного этапа. Чтобы объяснить, о чем речь, приведу один пример.

Кировский район. ДТП. В разбившейся машине ехали четыре человека. Водитель находился в нетрезвом состоянии и, когда произошла авария, остался жив. А вот женщина, его супруга, и дети, 14-ти и 12-ти лет, погибли. И смерть их была ужасна. Об этом невыносимо рассказывать, и если я все же это делаю, то лишь затем, чтобы напомнить: будьте аккуратны, люди! Будьте ответственны, берегите друг друга. Спасатели в своей среде такие вещи не обсуждают никогда. И нет у нас понятия, что мы совершаем подвиги, потому что каждый такой подвиг связан с человеческой кровью, с трагедией.

Когда по протоколу не всегда правильно
— В отвлеченных беседах люди порой задаются весьма неоднозначными вопросами… Надо ли, к примеру, спасать самоубийц? Или экстремалов, которые попадают в переплет по собственной вине? Обязано ли общество тратить на спасательные операции бешеные деньги? Ваше мнение?

— Что ж, мне приходилось видеть, как проводятся операции такого рода. Допустим, взбираются ребята-спасатели по пожарной лестнице. А лестница такая, что нельзя понять — через секунду она оборвется, или через две, или через полгода? Суицидница на крыше кричит: «Спасайте меня!», но стоит приблизиться, начинает угрожать: «Не трогайте, я сброшусь!» И знаете, человека, который пошел на суицид, можно понять. В том смысле, что он неадекватен, надломлен в своей основе. И спасать его, разумеется, надо. Потому что пройдет время, человек начнет анализировать ситуацию, толкнувшую его на такие шаги, и поймет, что был не прав. Но в какой-то момент могло произойти непоправимое, и чтобы непоправимого не случилось, мы съезжаемся — вызываем медиков, психологов, милицию.

Да, объяснить рационально это сложно, но по-человечески все глубоко оправдано. А может, вообще не нужно никаких объяснений? Мы ведь не всегда действуем на фоне рационального позыва. Чем активнее насаждаются рациональность, прагматичность, тем страшнее жить в обществе. В конце концов, есть же у нас, русских людей, духовные корни? Разве мы не воспитаны так, что надо помогать друг другу, не жалея ни сил, ни денег? Поверьте, это не тот случай, когда стоит экономить.

Хотя меня порой тоже смущает, что мы тратим колоссальные средства, спасая вполне здоровых, вменяемых людей. Допустим, альпинистов-любителей, которые пошли в горы и не удосужились никого предупредить. Двинулись без подготовки, на ура, в то время как существует известный формат отношений: нужно зарегистрироваться, представить маршрут и так далее. А потом случается беда и приходится бить тревогу, поднимать на ноги все аварийные службы, штурмовать вершины, рискуя жизнью спасателей, между прочим. Конечно, спасать людей надо в любом случае, даже если они пострадали по собственной безалаберности. Но потом этим спасенным нужно выставлять счета или, по крайней мере, штрафовать на серьезные суммы, объясняя что почем.

— Говорят, мальчишки сегодня меньше увлекаются рискованными профессиями. Немногие мечтают быть космонавтами, летчиками, спасателями…

— К счастью, это не так. И сегодня есть люди, которые хотят в небо, готовят себя к спасательной службе. У нас в городе и области работают классы спасателей. И МЧС занимается с такими ребятишками, нам это интересно, поскольку... знаете, служба живет в боевом режиме, а тут — новое движение, новая волна!

«Спасибо, что вы есть»
— Как-то вы сказали, что Новосибирск, превращаясь в мегаполис, утрачивает нечто духовно-важное. Что вы имели в виду?

— Наверное, это беда не только нашего мегаполиса. Стараясь выжить в динамичной, жесткой среде, мы сами становимся жестче, черствее. Выполняем обязанности по протоколу: вот это, например, мы не обязаны делать — на это есть милиция, врачи, пожарные. Расскажу вам, как мы спасли самую первую человеческую жизнь. Спасли бабушку. Этот случай до сих пор ярко стоит у меня в памяти.

Дети и внуки поставили в бабушкину квартиру мощные бронированные двери. Но случилось так, что у инвалидной коляски отломилась ножка, бабушка упала, не могла встать и пролежала на полу более суток. Дозвонилась в «скорую», а врачи просят: откройте дверь, мы войдем, поможем. Дозвонилась в пожарную службу, а там спрашивают: у вас пожар? Нет. Следовательно, звонок не по адресу. Наконец, испробовав все варианты, бабушка набрала 001. Приехали спасатели и по веревкам, первый раз в жизни (тогда у нас еще не было ни разрешения, ни аттестации), спустились в квартиру. В архиве службы сохранились видеокадры со словами бабушки: «Большое спасибо, что вы есть!» Правда, последствия этого подвига мы расхлебывали еще долго: все руководители того времени получили выговоры, вплоть до расторжения контрактов. Да я и сам не ожидал, что ребята пойдут на такой риск — это была их инициатива. Но, с другой стороны, надо же было спасать старушку. Кто-то должен был это сделать. Вот так и началась наша спасательная деятельность. А сегодня мы оснащены всей необходимой техникой, включая альпинистское оборудование.

— Сергей Николаевич, чего вы ждете от будущего года? Какие проблемы хочется решить в первую очередь?

— Проблемные моменты всегда были, есть и будут. Но большая часть вопросов решается, как правило, в рабочем порядке. Хотелось бы обратить внимание вот на что: при наличии разноведомственных спасательных служб мы должны выработать алгоритм совместных действий, научиться координировать усилия. Нужно проводить больше совместных семинарских и практических занятий, чтобы в случае чрезвычайных ситуаций — на воде, на земле, под землей, в воздухе — действовать слаженно и оперативно. В конце концов, какая разница, в какой спецформе и кто приедет к вам на помощь, если случится беда? Главное, чтобы вам оказали профессиональную, своевременную помощь.

ФАКТ
За многолетнюю работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан новосибирская служба спасения «СПАС-001» награждена многочисленными наградами, в том числе орденом Мира от Совета по общественным наградам Российской Федерации.

Фотографии статьи
Профессия спасателя овеяна ореолом героизма. Фото представлены пресс-центром Благотворительного фонда «Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина»
Профессия спасателя овеяна ореолом героизма. Фото представлены пресс-центром Благотворительного фонда «Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина»