Легко ли вынести приговор?
Чем больше опыта, тем лучше
— Константин Леонидович, судейское сообщество сейчас активно обновляется. А легко ли стать судьей?
— Требования к кандидату на эту очень непростую должность перечислены в законе, но они, конечно, не исчерпывают всего, чем должен обладать судья в жизни. Например, для судьи важен опыт работы на юридическом поприще — чем больше, тем лучше. Практика показывает, что нередко судьями становятся люди, поработавшие в судебной системе уже в студенческую пору — например, секретарями судебных заседаний.
— А что еще требуется, кроме образования и опыта работы?
— Здоровье. Физическое и моральное. Каждый кандидат проходит тщательное медицинское обследование.
— В МВД широко практикуется тестирование на «Полиграфе». В судейской системе эта методика используется на стадии отбора кандидатов в судьи?
— Нет, но широко практикуется заимствованное в МВД психологическое тестирование. Причем данная процедура является сугубо добровольной, по желанию претендента. Предполагается, что человек, избравший профессию судьи, не станет уклоняться от тестирования. Собственно, так и происходит. Полагаю, что если законодатель сочтет необходимым внедрить в практику отбора кадров на должности судей и «Полиграф», проблем не возникнет: судейское сообщество активно поддерживает все меры государства, направленные на поддержание чистоты в судебной системе.
— Константин Леонидович, а как вы пришли в судебную систему?
— Путь был достаточно прям и прост. Мой отец более четверти века служил судьей в Кировском районе. А до этого трудился на заводе имени Коминтерна, был делегирован коллективом в народный суд народным заседателем, потом окончил юридический институт. В этот же период примерно происходило мое взросление. Нельзя сказать, что работа отца была у меня перед глазами, но я всегда о ней знал, видел, наверное, те волнения, переживания, которые испытывал отец. В те годы в Новосибирске не было очного юридического вуза, поэтому после школы я пошел в армию, а отслужив, был зачислен на вечерний факультет Томского государственного университета. Опыт работы юристом в таможенных органах, участие в судебных процессах потом тоже пригодились. Горжусь, что пошел в профессию по стопам отца.
Работая в одном из районных судов, познакомился со своей будущей супругой, она тоже стала судьей, теперь у нас дети. Может быть, их тоже ждет судейская стезя? Я не агитирую, но был бы не против трудовой династии. Такие примеры есть в Новосибирске. Сейчас отец в отставке, но мне по-прежнему дорого его внимание к моей работе, благодарен ему за поддержку.
Сто раз отмерь
— Легко ли вынести приговор? Кажется, что волноваться судье не приходится — есть закон, в соответствии с ним и действуй…
— Давайте посмотрим цифры: в 2008 году в суд Центрального района поступило 2675 гражданских дел, рассмотрено 2584. В 2009 году — 4 580 дел. В прошлом году — 4903. Это отражает общую ситуацию и в то же время это один из самых больших показателей по городу и области. В среднем на нашего судью приходится 200 — 250 дел в месяц. Бывали периоды, когда приходилось и по 400 дел рассматривать. Нагрузка, ответственность на судей, как понимаете, колоссальная. При этом от твоего решения могут зависеть чьи-то судьбы, а может, и жизнь. Поэтому каждый вердикт — настоящая проверка на профессионализм, честность, человечность. Проанализировать, оценить объективно все доказательства, искренность сторон в процессе, разумность принимаемого решения — согласитесь, что это непросто. Судья ориентирован на нормы права, но вердикт выносит, как говорится в законе, сообразно своему внутреннему убеждению. Нужно уметь побороть тот негатив, который нередко получаешь во время судебного заседания, уметь слышать людей, верить в людей и в себя. Иначе ни один вердикт не может принести судье чувство удовлетворения, как результат любой добросовестно исполненной работы. Приходится много трудиться, чтобы потом не мучиться угрызениями совести. Вот почему рабочий день судьи начинается раньше всех, а растягивается и до 10, и до 11 вечера.
Да, судей в последние годы значительно подняли в социальном статусе, хорошо, что у них достойная зарплата, которая позволяет провести отпуск, например, на берегу моря. Но реально тяга к путешествиям стимулируется, думаю, не модой на заграничный отдых, а необходимостью для судей обязательно сменить обстановку, быстрее снять психологические нагрузки. Иначе дальше работать будет еще сложнее. Думаю, что редко какая профессия столь успешно «закабаляет» человека.
Когда ты приходишь в эту профессию, видишь, что былой круг общения начинает быстро сужаться, практически до нуля. Происходит это, конечно, в силу специфики работы, осознанного или подсознательного стремления исключить любые влияния на процесс принятия решения.
— Не сомневаюсь в том, что подавляющее большинство судей — это преданные своему делу специалисты. Тем не менее судебная практика насчитывает немало ошибок, почему они случаются?
— Наверное, человеческий фактор присущ любой сфере деятельности. И причины на то разные. Например, недостаточное знание закона, нехватка профессионального опыта. Для исправления подобных ошибок и существует институт обжалования судебных решений. С опытом судейской работы вероятность подобных ошибок резко снижается. Но при этом надо отличать те факты, которые являются результатом непреднамеренных действий и умышленных, а также халатности судьи по отношению к своим обязанностям. В таких ситуациях (обычно по жалобам граждан или инициативе вышестоящих судебных органов) разбираются квалификационные коллегии судей, и в зависимости от степени вины делают вывод о наказании — это предупреждение или прекращение полномочий судьи.
Журналисты в суде
— Константин Леонидович, сегодня много говорится о гласности судопроизводства, которую должны обеспечивать в том числе и средства массовой информации. Журналисты — помощники или помеха судам?
— Никогда не считал журналистов помехой. Интерес людей к работе судов наблюдался всегда. Первый судья в Новосибирске появился в 1900 году, и всегда его деятельность освещалась в газетах, так происходит и в наше время. Закон сегодня достаточно четко регулирует взаимодействие СМИ и судебных органов. Продекларированная в советский период открытость суда сегодня, считаю, реальна. Журналист может осветить любой процесс, кроме тех, которые по закону проходят в закрытом режиме — например, дела о государственной тайне, об изнасиловании. Информацию обо всех остальных делах можно свободно черпать на сайтах судов в интернете, или лично присутствуя на процессе. Что касается фото- и видеосъемки, то вопрос этот отнесен на усмотрение суда, который обязан соблюсти общественный интерес и интерес сторон, участвующих в деле. Центральный районный суд часто оказывается в центре внимания прессы.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Пусть как можно меньше возникает вопросов, требующих разрешения в судах. Мира и согласия в делах и личной жизни. Ну а если проблемы уже есть, то смелее обращайтесь в суд — сегодня это самый цивилизованный и эффективный способ защиты собственных интересов.
ЦИФРА
По данным МВД РФ, за 10 месяцев нынешнего года выявлено свыше 300 тысяч лиц, совершивших противоправные деяния.