«…И это всё в одном Новосибирске?»
На вопросы нашего корреспондента отвечает исполнительный директор IX Рождественского фестиваля искусств, директор театра «Глобус» Татьяна ЛЮДМИЛИНА.
— Татьяна Николаевна, все Рождественские фестивали на самом деле разные, каким он будет сейчас?
— Это девятый по счету Рождественский фестиваль искусств, и традиционно мы стараемся сделать его интересным и масштабным. Причём на этот раз, думаю, правильно будет разделить его на фестиваль в Новосибирской области, который будет проходить с 28 ноября по 14 декабря, и фестиваль в городе Новосибирске — он начнется 2-го и завершится 10 декабря. Словом, фестиваль настолько масштабен, что у него несколько составляющих и по географии, и по видам искусства. Я имею в виду театральную, музыкальную и выставочную программы фестиваля.
— Фестиваль с самого начала старался не обойти по возможности своими щедротами сельчан…
— Действительно, что касается области, мы постоянно расширяем его границы: всё больше коллективов едут в районы со своими лучшими работами, и уже становится делом чести привезти сюда премьеры. Кроме того, на этот раз впервые не в Новосибирске будут показаны спектакли наших гостей-гастролеров. К примеру, постановки «Такого театра» из Санкт-Петербурга и Театра-студии Александра Гончарука из Омска увидят жители Искитима и Кольцово. Во второй раз (точка отсчета — 2009-й год) проведем мы нынче и единый день Рождественского фестиваля. Он намечен на 29 ноября, что означает массовый выезд новосибирских учреждений культуры во все районы области. В целом в рамках фестиваля в области пройдет более 150 мероприятий.
Мы выбираем, нас выбирают
— Во время фестиваля ведь не только мы смотрим, но и нас смотрят?
— Да, и новосибирские творческие коллективы относятся все с большей ответственностью к показам своих премьер в эти дни. Ведь именно фестиваль является возможностью укрепления имиджа нашего города и реального своего позиционирования в культурном контексте всей России. Возьмем такой аспект: представителей СМИ из Москвы и Санкт-Петербурга чрезвычайно интересует Рождественский фестиваль, хотя, будем откровенны, те спектакли и концертные программы, которые мы привозим сюда, они имеют возможность посмотреть у себя в столицах. Едут сюда за другим — за масштабом, атмосферой, духом и объемами этого фестиваля. Потому что аналогов — это общепризнанно — нашему Рождественскому фестивалю нет. А приезжая, они смотрят спектакли новосибирских театров, пишут рецензии, что для Новосибирска чрезвычайно полезно: увидеть себя глазами сторонних наблюдателей, которые имеют представление, что происходит в России в целом. Потому как можно сколько угодно говорить: ах, какие мы великие в одном отдельном месте, не подозревая, что другие живут уже совсем иными понятиями и категориями в искусстве. Исходя и из этого тоже, формируется гастрольная афиша фестиваля, драматических театров, в частности.
Делаем это по принципу: новые (не бывавшие до сих пор у нас) театры, новые режиссерские имена, жанры и стилистические направления, а главное — чтобы все это было интересно новосибирцам. Насколько это удалось, судить, конечно, зрителям. Но мои коллеги в Москве, которым я рассказала, что будет в нынешней фестивальной программе, очень удивлялись и восклицали: «И это всё в одном городе — в Новосибирске?!» Потому что, без ложной скромности скажу, например, имя режиссера Римаса Туминаса, художественного руководителя театра имени Вахтангова, с его спектаклем «Дядя Ваня» уже делает честь любому городу. Кстати, Туминас со спектаклями «Маскарад» и «Ревизор» приезжал в Новосибирск на второй Рождественский фестиваль искусств, за что и был удостоен как один из его организаторов Государственной премии РФ. Среди участников нынешнего фестиваля есть еще одно имя, которое сегодня на слуху у всей театральной России. Это Миндаугас Карбаускис, который возглавил только что театр имени Маяковского. Именно этот театр спектаклем «Женитьба» (в постановке Сергея Арцибашева со звездами первой величины в главных ролях) открывает драматическую часть нашей программы. А Карбаускис только что поставил лучший, по мнению многих, спектакль Москвы — «Будденброки» по Томасу Манну. И его тоже на этот раз увидят новосибирцы. Сегодня очень много говорят о современном политическом театре, который вообще не представлен в нашем городе. Режиссер Кирилл Серебренников ставит драматические спектакли, оперы, масштабные полотна на симфоническом материале, снимает кино. И мы привозим его работу, премьера которой состоялась на фестивале в Берлине, — спектакль по пьесе Серебренникова и Захара Прилепина «Отморозки». В Москве на эту постановку 7-й студии МХАТ (которую он сам и организовал) достать билеты ни практически, ни гипотетически невозможно.
Как зритель, точнее слушатель, я в полном восторге от музыкальной — филармонической — составляющей фестиваля. Всемирно известные коллективы и солисты, а в финале концерт прославленного пианиста Бориса Березовского. Как всегда, интересной будет и выставочная составляющая фестиваля: экспозиции разместятся в художественном и краеведческом музеях, у нас, в театре «Глобус», и в Центре современного искусства.
Достойное — доступное
— Торжественное открытие фестиваля состоится…
— Фестиваль откроется 2 декабря в театре оперы и балета — на главной сценической площадке города балетом Ролана Пети на музыку Бизе «Кармен». Это одна из последних премьер театра, и немногие из новосибирцев имели возможность ее посмотреть. А подразумевая уровень постановки, я думаю, этот спектакль станет достойным стартом фестиваля.
— Знаю, попав однажды в эту фестивальную программу, многие именитые коллективы просятся в Новосибирск опять. Но вы стараетесь, как я понимаю, программу обновлять?
— К нам, конечно, просятся, на самом деле. Но для участия в фестивале, в первую очередь, необходима достойная продукция, а во-вторых, мы не хотим, чтобы фестиваль превратился в парад или тусовку одних и тех же коллективов. Отсюда наш выбор. Если говорить по этому году, не помню, когда в Новосибирске был театр имени Вахтангова или Маяковского, и это ли не повод встретиться? Но главный критерий, конечно, имя художественного руководителя театра, режиссеров и актеров, в нем работающих…
— С 4 октября началась продажа билетов, и как?
— Для меня несколько неожиданными оказались предпочтения нашей публики и темпы приобретения билетов.
— Другие, чем прежде?
— Мне кажется, пройдет совсем немного времени и билетов не останется — такой спрос, такой большой интерес. Я для себя сделала вывод: наш зритель не просто растет, он давно уже эстетически и интеллектуально вырос и заслуживает большого уважения. Потому что когда принималось решение показать на фестивале спектакль «Будденброки», я говорила себе, что это мой личный профессиональный риск. А оказалось, что именно к этому названию в Новосибирске проявлен огромный интерес, и это для меня настоящая радость.
— А цены?
— Ценовая политика организаторов фестиваля такова: цены должны быть одновременно доступными и достойными. И, мне кажется, нам это удалось: диапазон цен от 150 до 3000 рублей.