USD 108.0104 EUR 113.0947
 

По законам местного самоуправления

Марианна ДАНИЛОВА

Главное — мотивация
Сегодня 84 процента налогового потенциала области сконцентрировано в Новосибирске. При этом бюджеты районов на 90 процентов дотационны. Лишь на 10 процентов их составляют собственные доходы. Это сводит на нет мотивацию работы глав муниципальных образований, уверен губернатор Василий Юрченко.

Усиление налоговой базы территорий — изначальная, лежащая на поверхности задача. И в этом важно финансово заинтересовать районы и их основных налогоплательщиков, чтобы деньги и грамотно аккумулировались, и грамотно распределялись на территориях. По словам исполняющего обязанности председателя президиума совета муниципальных образований Новосибирской области, главы Коченевского района Александра Карасёва, в 2011 году совет глав муниципальных образований будет рассматривать вопрос о том, чтобы по мере возможности отдать налоги на местный уровень.

— Сейчас муниципалитеты живут с пониманием, что область их всё равно профинансирует. Мы должны заинтересовать муниципальные образования брать на себя повышенные нормативы по налоговым отчислениям. Казалось бы, проще брать дотацию, и всё, но у районов должен быть интерес получать отдачу от своих налогоплательщиков и развиваться, — сказал Александр Карасёв.

Собрать картинку
Освобождение муниципальных образований от расходов на медицину в связи с переходом с 2013 года на одноканальное финансирование, по словам губернатора, во многом поспособствует изменению сегодняшних незавидных пропорций муниципальных бюджетов.

К сожалению, сегодня по системе здравоохранения поступает очень много нареканий. И связано большинство из них с низкой отдачей лечебно-профилактических учреждений. Поэтому отрасль, как подчеркнул губернатор, ждут серьёзные изменения.

— Главной недоработкой здесь я считаю то, что система финансирования непрозрачна. Деньги собираются из разных бюджетов, и каждый отвечает за свою часть, а общая картинка при этом не складывается. Способ решить эту проблему только один — ввести быструю, эффективную, прозрачную систему финансирования, чтобы все понимали, кто за что отвечает. Такая система одноканального финансирования предусмотрена федеральным законом и должна быть реализована с 1 января 2013 года. Всё финансирование здравоохранения пойдёт через Фонд обязательного медицинского страхования, и муниципалитеты освободятся от очень серьёзных финансовых расходов, — сказал Василий Юрченко.

— Когда финансирование будет в одном кошельке, всё будет прозрачно и наглядно. Пока часть расходов здравоохранения собираем мы, районы, другие части — региональный и федеральный бюджеты, Фонд обязательного медицинского страхования. В результате, по сути, даже мы, главы районов, не всегда в совершенстве знаем финансирование собственных ЦРБ, — комментирует Александр Карасёв.

Проекты большие и малые
Важнейшей составляющей развития экономики области являются вложения. Инвестиционное направление бюджетной политики области позволит изменить некоторые привычные подходы к финансовому планированию. В связи с этими новыми тенденциями не миновать и изменения межбюджетных отношений области и муниципалитетов, а не только принятие расходных обязательств региональной казны. И эти установки должны быть правильно поняты на местах.

То, что крупнейшие проекты в части инвестиционных вложений сосредоточены в городе Новосибирске, не должно порождать обиду у других муниципальных образований. Ведь они важны не только для областного центра, но и для каждого муниципалитета. К тому же осуществлять масштабные инвестпроекты в сельской местности было бы, по меньшей мере, непросто.

— К примеру, третий мост в Новосибирске важен не то что для нашего региона, но и для всей восточной части нашей страны, поскольку позволит с другими возможностями продвигать экономическое развитие территории,— сказал Василий Юрченко.

На местах же очень серьёзными шагами к инвестициям, направленным на развитие экономики, а значит — и к финансовой самостоятельности территорий, может стать поддержка даже самых небольших бизнес-проектов, поэтому местная власть должна всячески способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, особенно в сельском хозяйстве.

Активность как норма
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности муниципальных образований нужно учитывать мнения людей и, конечно, вовлекать граждан в общественную жизнь. Как подчеркивалось в ходе совета муниципальных образований, это должно стать нормой.

Большую роль в этом должно сыграть территориальное общественное самоуправление (ТОС), уверен Александр Карасёв. Поэтому движение ТОС нужно развивать по всей области, а не только в Новосибирске. Пока из 157 ТОСов нашего региона подавляющее большинство — 121 орган территориального общественного самоуправления — действует в областном центре.

ФАКТ
Уже пять лет Новосибирская область живёт по закону о местном самоуправлении, и всё это время он совершенствуется. С момента его принятия было разработано ещё 50 законов, направленных на усовершенствование первоначального документа.