USD 106.1878 EUR 112.0200
 

Когда рост не в пользу

Павел КРАСИН

История проблемы
До 2001 года российские бизнесмены платили проценты от фонда оплаты труда в несколько государственных внебюджетных фондов. В Пенсионный фонд России (ПФР) уходило 29 процентов, в Фонд социального страхования (ФСС) — 5,4 процента, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 3,6 процента и в Фонд занятости — 1,5 процента. Такая ситуация приводила к финансовой неразберихе, поскольку каждый фонд требовал перечислять взносы отдельной платежкой, устанавливал собственные сроки отчетности и так далее. В совокупности взносы составляли 39,5 процента. Из-за непомерно большого налога предприниматели указывали очень маленькую белую зарплату, а людям платили деньги в конвертах. Таким образом, проигрывало и недополучающее деньги государство, и люди, чьи пенсионные накопления были значительно меньше, чем положено.

Чтобы облегчить работу бухгалтеров, уменьшить бюрократию и вывести зарплаты из тени, в 2001 году был введен единый социальный налог (ЕСН). Первоначально он составлял 35,6 процента от фонда оплаты труда, но постепенно ставка была понижена до 30, а затем и до 26 процентов. В 2010 году ЕСН был отменен и всех российских предпринимателей снова обязали отчислять проценты в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). В ПФР теперь придется платить не 20, а 26 процентов, а в ФФОМС — не 1,1, а 3,1 процента страховых взносов.

Кому 34, а кому 26
Сложнее всего будет предпринимателям, использовавшим упрощенную систему налогообложения (УСН) и платившим единый налог на вмененный доход. Теперь им придется отчислять не 14-процентные, а 34-процентные взносы. Если предприниматель занимается одним из 36 видов деятельности, указанных на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru/rates_premiums/), то он может платить по пониженным тарифам. Однако пока Минздравсоцразвития Российской Федерации не определит порядок подтверждения того, что предприятие попадает в этот список, малому и среднему бизнесу придется платить 34 процента взносов.

Столь же неясная ситуация с IT-компаниями. Теоретически они тоже имеют право платить страховые взносы по ставке в 26 процентов, но для этого есть вполне конкретные и жесткие условия: IT-компания обязана иметь документ о государственной аккредитации; в ней должно работать не менее 50-ти человек и 90 процентов всех доходов должны приходить из области информационных технологий. Однако применить пониженные тарифы IT-компания сможет, только если попадет в перечень аккредитованных организаций Министерства связи и массовых коммуникаций страны. Когда будет составлен этот перечень, неизвестно.

Средства массовой информации тоже могут отчислять взносы по ставке в 26 процентов. Для этого они не должны носить рекламный или эротический характер, а также обязаны входить в реестр комиссии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Его пока тоже нет.

Сколько же переплатят предприниматели? Предположим, что фонд оплаты труда в вашем ООО составляет 200 000 рублей. В декабре 2010 года вы платили 40 000 рублей в ПФР, 5 800 — в ФСС, 2 200 — в ФФОМС и 4 000 — в ТФОМС. Итого 52 000 рублей. С учетом новых тарифов вы по-прежнему будете платить 5 800 рублей в ФСС и 4 000 — в ТФОМС. Но в ПФР вам придется внести 52 000 рублей, а в ФФОМС — 6 200 рублей. Итого 68 000 рублей. Казалось бы, увеличение не настолько велико, но представьте, что речь идет о сотнях тысяч и миллионах рублей в год!

Общественность говорит — власть прислушивается?
Примечательно, что сибирские предприниматели начали обсуждать увеличенные страховые взносы довольно давно. В ноябре 2010 года в Новосибирске прошел межрегиональный форум «Перспективы развития производства и предпринимательства в условиях изменения налоговой политики РФ». Страховые взносы стали одним из главных вопросов форума, и дискуссия вокруг них велась скорее в отрицательных, чем в оптимистичных тонах. Как сообщила пресс-служба Новосибирской городской торгово-промышленной палаты (НГ ТПП), президент НГ ТПП Юрий Бернадский заметил, что увеличение налогов сдержит рост прибыльности компаний, станет препятствием к созданию новых рабочих мест и не позволит повышать людям зарплату. Прогнозы на будущее неутешительны: уменьшится поток инвестиций в бизнес, по стране пройдет волна сокращений, увеличится безработица и, возможно, коррупция.

По итогам форума была принята резолюция, направленная Президенту России, Председателю Правительства, в Государственную думу и другие органы власти. Ключевыми пунктами стали такие: отсрочить увеличение взносов до 2014 года и повысить ставку для предпринимателей с упрощенной системой налогообложения только до 18,3 процента. Также было предложено не увеличивать налог для представителей малого и среднего бизнеса, работающих в легкой и текстильной промышленности или занимающихся народными промыслами. К сожалению, эти предложения не были учтены власть предержащими и пока всё идет по намеченному правительством страны плану.

КОММЕНТАРИЙ
Владислав ТИТОВ, доктор экономических наук, заведующий отделом управления промышленными предприятиями Института экономики и организации промышленного производства СО РАН:
— Повышение страховых взносов от фонда оплаты труда было сделано для увеличения бюджета страны. Но чтобы пополнить бюджет, нужно было увеличить зарплаты на 26 процентов и затем снимать эти деньги с физических лиц, а не с юридических. При этом никто ничего бы не потерял. А сейчас работодатели, как и десять лет назад, начнут скрывать доходы, указывать маленькие белые зарплаты и выдавать своим сотрудникам деньги в конвертах. Увеличенные страховые взносы лягут на себестоимость продукции, в конечном счете повысится розничная цена на все товары. Очевидно, существовало думское лобби, которое и провело закон об увеличении взносов. Я думаю, что это решение будет отменено очень скоро — может быть, даже в этом году. Уже сейчас на правительственном уровне ведутся дискуссии об увеличении налога именно на физических лиц.

ЦИФРА
С 14 до 34 процентов увеличен тариф страховых взносов во внебюджетные фонды для предпринимателей в 2011году