В какую очередь встать молодому рабочему?
Барабинск изначально формировался как город, обслуживающий железнодорожный узел, и эта его ориентация сохранилась по сей день. И рабочих, как и 90 лет назад, готовит для предприятий магистрали местное железнодорожное училище. Кажется, все удобно, какие могут быть проблемы на этом рынке труда?
Игорь Шмидт прошел по аудиториям и мастерским подозрительно быстро. Как будто был тут на прошлой неделе и сегодняшнее посещение — рядовое, очередное. Но ведь не был здесь никогда! Однако, как потом выяснилось, всё заметил и ситуацию оценил правильно и глубоко. Просто сам заканчивал НИИЖТ, да и вырос в семье железнодорожника.
И вот разговор по существу проблем. Таковые имеются, кстати, не только у конкретного училища, но и у многих других.
— Поднимите руки те, кто уверен, что по окончании училища найдет работу по специальности? — обращается заместитель председателя правительства Новосибирской области к учащимся выпускного курса. Поднимается одна рука. В другой группе и одного счастливчика может не оказаться. В ПУ-11 парни получают самые массовые профессии железнодорожных предприятий — помощник машиниста электровоза и слесарь по ремонту подвижного состава. Причем учат-то здесь как! В каждом выпуске по нескольку краснодипломников! А вот на работу они устраиваются с очень большим трудом.
Потом на личный прием к Игорю Шмидту придет выпускник 2010 года Алексей Ксенофонтов. Этот двадцатилетний парень с прошлого лета ходит по отделам кадров двух барабинских депо — эксплуатационного и ремонтного. И ему раз за разом там отвечают: «В данный момент набора нет». После разговора со Шмидтом вышел радостный: для него пообещали открыть вакансию. А остальным безработным его однокурсникам что делать? Тоже трудоустраиваться через правительство области? Или ждать своей очереди на бирже труда? Нынче вот еще 74 человека получат дипломы.
Зампред правительства с гневом говорит о позиции их потенциального работодателя — железной дороги:
— Государство бесплатно готовит, а они даже не могут определиться, рабочие каких специальностей им нужны и в каком количестве!
Позицию железной дороги в подготовке кадров он назвал мутной, а в ней на годы вперед должно быть все понятно и определенно. Решив получить рабочую специальность, молодой человек должен быть уверен: если освоит курс обучения, сдаст экзамены и пройдет медкомиссию, он без труда найдет себе работу. Без всякой очереди, какие выстроились, например, в барабинских локомотивных депо.
Создание эффективной системы подготовки кадров — одна из первоочередных задач нового министерства труда, занятости и трудовых ресурсов. Теперь начальная и средняя профессиональная подготовка отошла под его крыло, потому в педколлективах обоих училищ, которые посетил в Барабинске Игорь Викторович Шмидт, было много вопросов о новой структуре. Что ждать от нее?
— Наша общая задача — реформирование системы подготовки кадров. Обучение должно вестись по востребованным профессиям и на базе современных образовательных площадок. Рабочих следует готовить на самом совершенном оборудовании, чтобы они в дальнейшем пригодились любому, даже самому передовому производству.
Много еще о чем говорилось в ходе единого информационного дня. Но все вокруг главной темы: как дать молодому человеку качественное профессиональное образование и выстроить для него благополучную трудовую биографию. Тут надо заново, исходя из современных требований, формировать каждое звено этой цепи. Здесь управленцам — думать и думать, работать и работать.
А в целом рынок труда в Барабинском районе зампред правительства Новосибирской области оценил так — функционирующий стабильно. Уровень безработицы здесь значительно ниже среднего по области. Действуют интересные программы самозанятости. Однако на территории района есть проблемные села, где уже по нескольку лет отсутствует весомый работодатель. И этой проблеме надо искать решение.