Лицом к пациенту
Выбери врача
Как подчеркивают авторы нового закона, центральной фигурой системы обязательного медицинского страхования должен стать человек.
Вас по каким-либо причинам не устраивает качество обслуживания в районной поликлинике? Отныне вы, как и любой другой гражданин, можете сменить поликлинику, независимо от вашего фактического или юридического проживания, нужно только прийти в понравившееся лечебное учреждение и написать заявление на имя главврача. У вас есть право выбрать доктора, который кажется вам более знающим и ответственным (правда, если он согласится увеличить собственную нагрузку и обслуживать добавившегося пациента).
До настоящего времени медицинские учреждения в большинстве случаев содержались за счет средств бюджетов различных уровней и получали деньги вне зависимости от того, сколько пациентов приняли и насколько качественно вылечили.
Принцип выбора, согласно новому закону, предполагает смену направления финансовых потоков — деньги пойдут за пациентом. То есть финансироваться будет оказанная услуга, а не учреждение. Какие-то из поликлиник станут процветать и расширяться, другие — хиреть и едва сводить концы с концами. Суровая конкуренция заставит бороться за каждого больного.
Однако ошибочно предполагать, что весь народ дружною толпою помчится в какое-то одно, прекрасно зарекомендовавшее себя лечебное учреждение. К примеру, в поликлинику №1 на Серебренниковской, которая у всех на слуху. Так как прежде всего людской поток будет, конечно же, ограничен территорией проживания. Если дом ваш в левобережье, вряд ли вам придет в голову прикрепиться к поликлинике где-нибудь в центре Новосибирска.
В сельской местности же вообще особо не разбежишься. В небольших деревеньках чаще всего у пациентов один выбор — маленький фельдшерский пункт. До ближайшего районного центра с более или менее приличной поликлиникой или больницей порой десятки километров непроезжих дорог.
На дом по-прежнему можно будет вызвать доктора только из близлежащей поликлиники. Трудно себе представить, что к человеку, проживающему в Первомайском районе Новосибирска, сможет приехать медработник из Центрального или Калининского района.
Сменить поликлинику и лечащего врача разрешается один раз в году.
Страхование с возможностью Юрьева дня
Так же раз в течение календарного года граждане смогут поменять не удовлетворяющую их страховую компанию.
Ранее страховые компании выбирались работодателями. Формально у наемных работников было право подать заявление о выборе страховщика, но фактически оно было нереализуемо. Равно как в полисе фиксировались конкретные районные поликлиники, в которые для получения необходимой помощи мог обратиться гражданин. Страхование неработающих людей осуществляли региональные власти. В итоге у страховых компаний не было мотивации бороться за потребителей услуг.
По новому закону работодатель отстранен от организации медицинского обслуживания своих сотрудников. Выбирает страховую компанию только определенный человек, и компания будет заинтересована в том, чтобы предложить ему лучший пакет услуг.
По выражению министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, страховые компании должны стать «адвокатом» человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Эта сторона работы страховщиков должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания ему этой помощи, контроль за ее качеством. То есть если человек придет с полисом в больницу, а у него вдруг начнут требовать деньги за услуги, которые положены бесплатно, он первым делом должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. Если вы не определились с выбором, вас застрахуют автоматически в той же компании, где вы и были застрахованы.
Кстати, уже сейчас страховщики предупреждают о возможном всплеске мошенничества. На этом рынке услуг может появиться немало организаций, которые станут наперебой предлагать свои услуги, обещать златые горы, мыслимые и немыслимые блага. Дабы не оказаться обманутым, для начала узнайте, что это за страховщик, сколько лет он работает и что конкретно вы, застрахованный, приобретете от такого выбора. Минимальный размер уставного капитала страховщика должен составлять 60 миллионов рублей.
Полис единого образца
С 1 мая 2011 года предполагается ввод на территории Российской Федерации полиса обязательного медицинского страхования единого образца. В перспективе полисы будут оформляться в виде универсальных электронных карт. Это достаточно длительный процесс, поэтому его планируют завершить к 1 января 2014 года. До 1 мая нынешнего года продолжают действовать полисы обязательного медицинского страхования, выданные ранее, а также те, что уже выдаются с 1 января по 1 мая. Носить с собой новый полис нужно будет обязательно, так как электронные данные, нанесенные на нем, помогут в медицинском учреждении проверить наличие застрахованного лица в базе данных.
Полис бессрочный. Он будет меняться только при смене страховой компании, а также если у пациента поменяется фамилия или место жительства.
Одним из больших недостатков существующей ныне системы здравоохранения является невозможность получить медпомощь по полису ОМС в другом регионе (вдруг вы заболеете в командировке или на отдыхе). То есть де-юре это право есть, а де-факто вас пошлют куда подальше или предложат оплатить услугу.
Полисы единого образца позволят безболезненно решить этот вопрос. У медицинских учреждений появится гарантия, что оказанная иногороднему гражданину помощь будет оплачена.
Что касается экстренных случаев, то скорая медицинская помощь, как и сейчас, будет оказываться вне зависимости от наличия полиса на руках.
Под крышей одноканального финансирования
Отныне все лечебно-профилактические учреждения, желающие работать в системе обязательного медицинского страхования, должны будут строить свою деятельность по заявительному принципу. Что это значит? До 1 сентября текущего года лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности могут подать заявления в территориальный фонд по форме, которая установлена правилами обязательного медицинского страхования и утверждена Министерством здравоохранения Новосибирской области. Указав свои реквизиты, они обязаны оповестить о своем желании войти в систему ОМС. Принципиальная новация закона — предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а также индивидуальные предприниматели и частные медцентры. Главное, чтобы у них была лицензия на осуществление медицинской практики. То же касается и страховых компаний.
Все медицинские учреждения, вошедшие в систему обязательного медицинского страхования, будут работать по единым тарифам.
Через год-полтора планируется переход российского здравоохранения на одноканальную систему финансирования. Все деньги для лечебных учреждений будут идти только через фонд обязательного медицинского страхования (сейчас часть средств выделяется из бюджетов разных уровней). С 2013 года на него переведут бригады «скорой помощи», с 2015 года всю высокотехнологичную медицинскую помощь.
Итак, благодаря намеченным изменениям в здравоохранении медицинские работники должны относиться к пациентам только уважительно и бережно, а страховые компании будут думать не только о прибыли, но и о защите прав своих клиентов.
СТАТИСТИКА
В 2010 году в НО ФОМС и страховые медицинские компании поступило в общей сложности 3333 обращения, из них 627 жалоб, остальные — просьбы о консультации по определенным вопросам.
Новосибирцев интересовало:
— порядок работы лечебных учреждений и сроки предоставления медицинской помощи;
— где и как получить полис ОМС;
— как реализовать свое право на выбор врача и лечебного учреждения в системе ОМС;
— что делать, если лечебное учреждение отказывает в бесплатной медицинской помощи;
— должен ли пациент сам оплачивать лекарства при получении медицинской помощи по страховому полису?
Горожане жаловались:
— на организацию работы медицинских учреждений (286 заявлений). Причем если в 2006 году из общего потока жалоб претензии граждан к организации медицинской помощи в городе и области составляли всего 5%, то в 2010 году — почти 50%.
150 человек требовали разобраться с больницами и поликлиниками, где им было отказано в бесплатном лечении по полису ОМС.
Все жалобы были проверены. Во всех случаях необоснованного взимания платы лечебно-профилактические учреждения вынуждены были вернуть пациентам деньги (в целом за 2010 год эта сумма превысила 264 тысячи рублей). Все претензии граждан по организации работы ЛПУ рассмотрены совместно с органами управления здравоохранения области и города.
Для справки: в 2006 году в Новосибирской области была сформирована целостная система защиты прав пациентов на получение гарантированной государством бесплатной медицинской помощи по полису ОМС. В ее структуре «горячая линия» в НО ФОМС, отделы защиты прав застрахованных в страховых медицинских компаниях, а также областная межведомственная экспертная комиссия по урегулированию споров между пациентом и ЛПУ на досудебном этапе.
В 2010 году организована служба страховых представителей системы ОМС в медицинских учреждениях.