Не ограничивая возможности развития региона
Государственное регулирование как защита для пассажиров
— Введение с 1 января 2011 года государственного регулирования на тарифы всех видов перевозок в общественном транспорте — это требование федерального законодательства, не выполнить которое мы не имеем права. Введение государственного регулирования — это достаточно серьезная кропотливая работа. На протяжении полугода мы вместе со специалистами министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, департамента по регулированию тарифов естественных монополий изучали этот вопрос, рассматривали экономику муниципальных и частных предприятий перевозчиков, изучали структуру затрат, баланс. В результате мы пришли к точному пониманию экономики перевозчиков по всем видам транспорта: и метрополитена, и электротранспорта, и автобусов.
Сегодня мы вводим государственное регулирование, которое будет, во-первых, учитывать все затраты перевозчиков. Этот тариф должен обеспечить их безубыточную работу и в то же время защитить граждан, не позволив перевозчикам получать сверхприбыль. К сожалению, некоторые материалы говорят о том, что тариф у ряда частных предприятий был, мягко говоря, не вполне обоснованным.
Частники снизят цены
— Департамент по тарифам принял решение с 1 января будущего года ввести следующие тарифы.
Для метрополитена — 15 рублей против сегодняшних 14 рублей. Если бы мы не приняли это решение и не увеличили тариф на метрополитен на 1 рубль, то выпадающие доходы метрополитена за год составили бы 250 миллионов рублей. А это деньги, необходимые для обеспечения безопасности перевозок, повышения качества предоставляемых услуг, организации ритмичности движения поездов на том виде транспорта, который сегодня в городе является самым прогрессивным, эффективным. Ежегодно метрополитен перевозит 70 миллионов человек.
Для муниципальных и частных автобусных перевозчиков установлен тариф 14 рублей. Для муниципальных автобусов это, безусловно, рост, но он тоже обоснованный. Если бы мы не сделали этого, то могли возникнуть очень серьезные проблемы с обеспечением безопасности перевозок, содержанием автобусов — не обновление парка, а только его содержание — с проведением необходимых регламентных работ, ремонтов.
Что касается частных перевозчиков, которые сегодня осуществляют около 70% автобусных перевозок в городе Новосибирске, то здесь тариф, наоборот, будет снижен на 2 рубля — с 16 до 14 рублей. И для этого тоже есть серьезные основания.
На протяжении последних пяти лет — с 2005 по 2010 год — мы компенсировали автопредприятиям часть затрат стоимости проезда для льготных категорий граждан из областного бюджета (до 8 рублей). При этом тариф для муниципальных перевозчиков составлял 11 рублей, для частных — 16 рублей. Выпадающие доходы муниципальных перевозчиков ничем не компенсировались, что приводило к задержкам заработной платы. Такие случаи были, и мы рассматривали их на специальной комиссии. Это приводило к неуплате налогов, то есть не выполнялось обязательство, возложенное на все хозяйствующие субъекты. А неуплата налогов — это нарушение, предусматривающее серьезную юридическую ответственность.
Решение принято: льготы сохранить
— В 2005 году согласно федеральному законодательству вместо натуральных льгот была введена единовременная денежная выплата. Это позволило уйти от большого числа необеспеченных льготных мандатов. В ряде регионов стали производить только единовременную денежную выплату и отказались от всяких компенсаций льготного проезда граждан в пассажирском транспорте. В нашем регионе из областного бюджета стали выплачиваться и единые денежные пособия, и часть компенсаций выпадающих доходов предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки льготников.
На выплату этой компенсации из областного бюджета в 2010 году направлено 385 миллионов рублей. Такую же сумму мы запланировали и на следующий год. В условиях постоянного роста числа льготников мы должны были или существенно увеличить нагрузку на областной бюджет, или, как предусмотрено в федеральном законодательстве, вообще отменить льготный проезд. Мы приняли решение ограничить число поездок до тридцати.
Сегодня, если не изменить принцип оказания поддержки льготников, мы будем вынуждены увеличить расходы областного бюджета на эти цели с 385 миллионов рублей до 850 миллионов рублей — как минимум. А это уже существенная не только нагрузка, но и проблема для областного бюджета.
Мы приняли решение сохранить льготы, но ограничить количество поездок до 30. При этом в полном объеме меры государственной поддержки сохраняются для таких льготных категорий граждан, как:
— участники Великой Отечественной войны,
— инвалиды войны,
— дети-сироты,
— дети, оставшиеся без попечения родителей,
— дети из многодетных семей,
— один из родителей — член многодетной семьи,
— инвалиды всех групп,
— дети-инвалиды,
— один из родителей опекунов ребенка-инвалида,
— лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.
Для этих категорий граждан, самых незащищенных, сохраняется право на поездки без ограничений.
Мы вводим именно 30 поездок; такого количества, по мнению аналитиков и многих жителей региона, хватит для того, чтобы льготники не чувствовали себя ущемленными. Конечно, это не очень приятно — ограничивать ставшие привычными условия жизни. Я это понимаю. Но и масштабировать проблему, от решения которой мы ушли в 2005 году, как это сделали другие субъекты Российской Федерации, мы не можем.
Остальные категории граждан не останутся без нашей помощи и поддержки. Мы гарантируем, что при любых сценариях для бюджета будет изыскан и найден тот объем средств, который необходим для обеспечения этих мер поддержки.
Сегодня, согласно данным, полученным при помощи электронной системы учета поездок, 47% льготников в Новосибирской области совершают менее 30 поездок в месяц. А 8% — более 100 поездок. При этом, как вы понимаете, за каждого гражданина бюджет выплачивает транспортникам разную компенсацию. Здесь в определенной степени нарушается принцип адресности социальной поддержки и принцип социальной справедливости.
Обоснованные тарифы как стимул к наведению порядка
Для коммерческих перевозчиков изменения в тарифах означают уменьшение стоимости проезда. С нового года проезд в муниципальных и коммерческих автобусах будет стоить одинаково — 14 рублей. Однако это не означает, что перевозчики-коммерсанты останутся без поддержки.
— Я много раз встречался со специалистами департамента по тарифам, рассматривал и структуру затрат, и даже балансы предприятий. Накануне принятия решений у меня состоялись встречи с представителями перевозчиков. И это были не мелкие предприятия-перевозчики в городе Новосибирске, а одни из самых крупных организаций, с большим количеством автобусов. Одна из последних встреч произошла две недели назад. Я спрашивал у одного перевозчика: «Как же так, при выручке в 286 миллионов рублей вы на замену шин тратите в год 72 миллиона рублей. Это зафиксировано в ваших документах, представленных в орган регулирования для обоснования затрат». Так вот получилось, что на всех 128 автобусах этого перевозчика необходимо 4,6 раза в год поменять комплект шин. Это в реальной жизни может быть? Я уверен, нет! Тогда я спросил: «Вы говорите, что не хватит на оплату ГСМ. Какой тариф заложен в их стоимость при расчете затрат?» Оказалось, что заложен тариф на бензин, на дизтопливо, на масла на уровне сегодняшних розничных цен. Цены ни на копейку не снижены. И при этом предприятие как крупный потребитель не на автозаправочной станции машины заправляет, а оптом покупает горючее. А мы учли в расчетах, как будто они на пистолете заправляются. Значит, реальные затраты меньше на 15 — 20%. Пусть это будет гарантией, которая компенсирует возможный рост цен на ГСМ. Это гарантия того, что убытков у предприятий не будет.
Введение сегодня экономически обоснованного тарифа, безусловно, простимулирует компании к изменению построения бизнеса, наведению порядка в бухгалтерском учете, более точному обоснованию своих затрат, ведению экономного хозяйствования. На сегодня есть проблемы и в организации пассажирского движения в городе Новосибирске. Это, к примеру, проблемы по распределению маршрутов между муниципальными предприятиями и частными перевозчиками.
Ажиотаж, возникший по вопросу нехватки средств на оплату лизинговых платежей, не вполне отражает реальность. Я могу привести много примеров, которые говорят о нарушениях: и о разной стоимости договоров аренды имущества, автобусов, и еще о некоторых вещах. Но сегодня, думаю, не стоит этого делать. Мы говорили с перевозчиками — они меня услышали. Многие сказали — да, мы все понимаем.
На страже баланса
— Решение об изменениях в тарифной политике было для меня как губернатора действительно тяжелым, но принято оно осознанно. Сегодня мы приняли решение, позволяющее выдерживать баланс между выполнением всех социальных обязательств бюджета и возможностью сформировать и реализовать бюджет развития. Я не могу сегодня как губернатор ограничить возможности развития региона. Это, к примеру, строительство третьего моста в городе Новосибирске. Отказаться от этого проекта было бы популистским решением. Никогда не был популистом и не буду.
При этом я как губернатор гарантирую, что в Новосибирской области всегда будет проводиться социально ориентированная политика. Но это будет политика защиты действительно социально незащищенных и нуждающихся граждан. Такова позиция власти.