Дверь в «электронное государство»
Внедрение информационных киосков (инфоматов) осуществляется поэтапно. В первую очередь их устанавливают в регионах, где информация о государственных и муниципальных услугах наиболее востребованна. Целевая группа пользователей — жители области, не имеющие регулярного использования сети интернет. До конца года в России появится 500 инфоматов. 104 из них — в Новосибирской области. Уникальность новосибирского устройства в том, что с него можно получить доступ как к государственным услугам, оказываемым федеральными ведомствами, так и к тем, которые реализуются на территории Новосибирской области. Сейчас инфомат в тестовом режиме дает информацию о девяти услугах, все они связаны с социальными выплатами. До конца года их будет уже десять. В частности, с помощью инфомата можно узнать о том, как начисляется ежемесячное пособие ребенку до 18 лет; о единовременном пособии при рождении ребенка, о предоставлении субсидий на оплату содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях и другое.
Инфомат, по сути, — электронный киоск самообслуживания. Устройство подключено к порталу госуслуг (gosuslugi.ru). Каждый гражданин может получить информацию об услугах, предоставляемых разными ведомствами, а также производить оплату, например, штрафов ГАИ или услуг ЖКХ. Кроме того, инфомат позволяет работать с «Личным кабинетом» гражданина на портале госуслуг.
«Личный кабинет» — раздел портала, позволяющий подавать запросы на получение услуг, получать доступ к электронным сервисам органов власти, подавать обращения в органы власти.
— Так называемый «Личный кабинет» является частью электронного правительства (система электронного документооборота государственного управления). Информация охраняется законом. Войти в «Личный кабинет» можно только с помощью пароля. В настоящее время решается вопрос о создании электронной карты, с помощью которой можно автоматически войти в свой «Личный кабинет», оплатить налоги, штрафы, пошлины, получить в электронном виде все доступные госуслуги, — говорит Анатолий Дюбанов, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий.
Новосибирцы пока не могут воспользоваться универсальной электронной картой, но это пока. А в целом терминал нисколько не отличается от своего московского собрата. Устройство оснащено сканером и принтером, чтобы обеспечить возможность отправить в ведомство копии документов или распечатать необходимые анкеты, счета, справки, бланки, формы. В аппарат даже вмонтированы видеокамера, микрофон и динамики. Это на случай, если непонятно, как с ним справиться. Достаточно лишь нажать кнопку на сенсорном экране, и специалист Ростелекома в режиме видеоконференции поможет разрешить возникшую заминку.
— Очевидно, что некоторые категории граждан вот так, сразу, могут не понять, как заказать ту или иную услугу с помощью инфомата. На этот случай в Новосибирской области предполагается ввести курсы компьютерной грамотности, куда будет включен раздел пользования инфоматами, — пояснил Анатолий Дюбанов.