USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Владимир ПУТИН: «Везет тому, кто везет»

Валентина МАЛЬЦЕВА. При подготовке материала использована стенограмма сайта kremlin.ru
Фото с сайта www.government.ru
Фото с сайта www.government.ru

Если начать с общей характеристики разговора, то его вполне можно определить как рабочий: Владимир Путин не встретился с неожиданностями ни в темах задаваемых вопросов, ни в географии возникших проблем. Тем, кому повезло выйти на прямой контакт, интересовались более всего самыми насущными делами, хотя было проявлено внимание и к престижу нашей страны (вопросы о предстоящем чемпионате мира по футболу, о предателях из бывших спецслужбистов), и к выборам разного уровня, и к личности премьера…

«ЧТО БУДЕТ С НАМИ ПОСЛЕ ТЕЛЕМОСТА? О нас никто не вспомнит?» — откровенно спрашивали у Путина. Но другие, напротив, боялись, что «вспомнят» и не называли свое имя. Звонили Путину из Иваново, где он недавно побывал в областной больнице. «Больницы были срочно подготовлены к вашему визиту, и многое оборудование было привезено временно, а по вашему отъезду демонтировано. Медицинским сестрам было приказано сказать, что их зарплата составляет 12 тысяч рублей, но у нас таких зарплат нет», — просветили премьера анонимным звонком. Путин пообещал отправить в Ивановскую область комиссию Минздравсоцразвития, чтобы она выяснила, что там происходит.

В эту же тему — звонок Ярослава Блажко из Воркуты: вылечившись в современном медицинском центре в Чебоксарах, он сожалеет, что в его городе о таком и мечтать не приходится. «Мы создадим 14 таких учреждений по всей России вкупе с 20-ю перинатальными центрами, это будет определенным изменением», — сообщил о планах развития отрасли премьер.

Был вопрос и о лекарствах: тут правительство также планирует постепенно переходить на производство собственной фармацевтической продукции.

«СКОЛЬКО НАС БУДУТ ОБВОРОВЫВАТЬ В ЖКХ?» — резкость вопроса адекватна проблеме. В ответ Путин обещал постепенную демонополизацию рынка коммунальных услуг и работу с региональными властями, которые хронически недофинансируют эту сферу. Что касается демонополизации, то, по мнению премьера, за этим должны следить депутаты местного уровня.

Был еще вопрос от инвалидов из Перми, они рассказали, что управляющие компании лишают жителей льгот, которыми они пользовались до сих пор.

— Управляющими компаниями кто-то управляет, поэтому нужно проверить, кто там управляет и каким образом, — жестко ответил премьер.
Правительство не намерено отменять и льготы при оплате услуг ЖКХ. Федеральный бюджет ежегодно выделяет для этой цели немалые деньги — 100 млрд рублей и направляет их в регионы. Рост тарифов ЖКХ в 2011 году планируется не более 13% в среднем по стране.

Задавали россияне и «жилищные» вопросы, но прежней остроты уже не ощущалось. Хотя проблем, в том числе с ветхим жильем, общежитиями, еще много. Но есть и отрадные показатели: к окончанию этого года свои жилищные условия улучшили 14 миллионов человек. «Представляете, 10 процентов жителей страны!» — сообщил Путин, отвечая на очередной вопрос.

«…ТАКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, КАК КАВКАЗЕЦ, НЕТ», — высказал свою точку зрения премьер. Тема была одной из заметных на протяжении разговора в прямом эфире. Премьер прокомментировал беспорядки на Манежной площади, в центре Москвы. «Нельзя общей краской мазать ни кавказцев, ни людей других национальностей», — отметил премьер. А правоохранительные органы и власти, по его мнению, должны жестко реагировать на все неправовые действия.

«Мы, конечно, все разные. Россия всегда жила таким образом, что разные конфессии не только сосуществовали рядом друг с другом, взаимопроникали, но, что очень важно, с уважением относились друг к другу. И когда мы говорим о представителях славянского этноса, проживающего на Кавказе, исходим из того, что они должны с уважением относиться к местным обычаям, местной культуре. То же самое можно сказать и о всех других, которые живут в Москве», — сказал Путин во время «прямой линии».

«Россия — это многонациональное государство, в этом наша сила. И те, кто подрывает эти основы государства, что бы они ни говорили вслух, безусловно, раскачивают страну. Бацилла радикализма всегда присутствует, так же как вирусы почти в организме каждого человека. Но если иммунитет хороший у человека, то эти вирусы не развиваются. Так же и в обществе — если иммунитет у общества мощный, общество зрелое, то тогда эти бациллы национализма, радикализма сидят там по-тихому где-то на клеточном уровне и не высовываются. Как общество начинает только давать слабину, общий иммунитет падает, так эта болезнь развивается».

«ПРОВАЛ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНЕНИЯ», — так отозвался премьер о событиях в Кущевской. «Еще один сигнал для того, чтобы общество встряхнулось и власть сама встряхнулась на всех уровнях, в том числе федеральном, и повнимательнее посмотрела, что у нас происходит в регионах… Здесь дело не только в органах внутренних дел, но и в том, что все органы власти оказались несостоятельными. Ведь разве там одна милиция работает? А где прокуратура? А где Федеральная служба безопасности? А где суды, которые должны были принимать соответствующие решения?

В тесной связке с этими событиями тема преобразования российской милиции в полицию — это должно привести к «сущностным изменениям» в работе этого важнейшего элемента системы государственной власти. «Формирование идеологии этой давно назревшей реформы видится руководству страны как результат общественной дискуссии. И нам бы очень хотелось, чтобы в результате широкой общественной дискуссии, в результате обсуждения законопроектов в Госдуме эти сущностные изменения в структуре органов внутренних дел, в организации их работы произошли. Конечно, пока рано говорить, наступят такие изменения или не наступят, но задумка президента именно в этом и заключается, а не в том, чтобы произвести смену вывески. Пока и денег никаких не затрачено. Но, конечно, деньги потребуются прежде всего на повышение уровня материального благосостояния сотрудников органов внутренних дел», — заверил Путин.

«КРИМИНАЛ СОХРАНЯЕТ ВЛИЯНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ», — таково мнение Путина, и чтобы избежать влияния, в свое время была проведена реформа назначения губернаторов. Премьер против отмены выборов в муниципалитеты. Рецепт тот же, что и в случае с экстремизмом, — укреплять систему правоохранительных органов.

«В свое время меня долго и много критиковали и до сих пор продолжают критиковать за изменение порядка приведения к власти губернаторов в регионах Российской Федерации, — напомнил Путин. — Но ведь одним из побудительных мотивов изменения этого порядка приведения к власти губернаторов было как раз недопущение до власти криминала. Потому что, к сожалению, в наших условиях еще недостаточно эффективного гражданского общества, при так называемых «прямых выборах» за спиной почти каждого кандидата вставал криминал, и своими неучтенными, «черными» деньгами пытался, а подчас и достаточно эффективно влиял на ход предвыборной кампании и на ее результаты.

Теперь, когда кандидатов в губернаторы предлагает президент, но за него должны проголосовать или не проголосовать местные депутаты, это все-таки более или менее ограждает общество от проникновения криминала хотя бы на этот высокий региональный уровень управления».
Довольно резко отозвался премьер на вопрос о «несистемной оппозиции»: чего они хотят на самом деле?

— Денег и власти, чего они еще хотят?! В свое время они поураганили, в 1990-х годах, утащили вместе с березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, немало миллиардов, — пояснил премьер. — Их от кормушки оттащили, они поиздержались, хочется вернуться и пополнить свои карманы. Но, я думаю, что если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся, они всю Россию распродадут.

«САМЫЙ ГУМАННЫЙ СУД В МИРЕ» — эту цитату Путин вспомнил в связи с делом Ходорковского.

— Я, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме, а в соответствии с решением суда Ходорковскому вменяется в вину хищение, и достаточно солидное. Речь идет о неуплате налогов и мошенничестве, и счет идет на миллиарды рублей. Если мы посмотрим практику других стран, например США, то там господин Мэдофф за аналогичное преступление, вполне сопоставимое по деньгам, получил 150 лет лишения свободы. У нас, по-моему, все гораздо либеральнее. Тем не менее мы должны исходить из того, что преступления г-на Ходорковского в суде доказаны. Кроме всего прочего, напомню, что руководитель службы безопасности «ЮКОСа» сидит в тюрьме за убийство. Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов — убили. Женщина в Москве не отдала им свое помещение, которое они хотели забрать, — убили. Киллера, которого наняли, — убили. Мозги только одни нашли в гараже. Что, руководитель службы безопасности «ЮКОСа» по собственной инициативе все эти преступления совершил? Есть суд, он у нас, как известно, один из самых гуманных в мире, и это его работа.