Финансирование — хорошо. Смена названия — плохо
Несмотря на всю свою изначальную противоречивость, выявленную в процессе всенародного обсуждения данного документа, закон «О полиции», считает председатель комиссии горсовета по местному самоуправлению Андрей Гудовский, очень важен. Основным критерием оценки работы каждого подразделения полиции становится мнение населения. Однако при этом, к сожалению, в предлагаемом законе не прописан конкретный механизм исследования общественного мнения — разве что регулярные обязательные отчеты о работе участковых полицейских перед людьми. Да и то процедуру и регламент отчетов определяет начальник ГУВД.
«Мы, депутаты, считаем, что процедуру и регламент отчетов участковых полицейских должна определять специальная рабочая комиссия, включающая представителей и органов внутренних дел, и местного самоуправления, и госвласти. А в общем главная цель законопроекта носит довольно правильный характер — сделать деятельность полиции как можно прозрачнее и понятнее для населения, чтобы граждане почувствовали себя защищенными. Основные главы закона — об открытости, подотчетности полиции, то есть именно о том, чего сегодня не хватает органам МВД. Жизнь покажет, насколько закон изменит ситуацию», — прокомментировал Андрей Эдуардович.
Кроме того, в законопроекте предусмотрены социальные права полицейских, выплаты и компенсации за переработку. Особенно важно последнее, ведь и сейчас участковых милиционеров нередко задействуют для работы на самых разных мероприятиях — от охраны порядка на праздничных мероприятиях до мероприятий розыскного характера.
В сравнении с действующим законом о милиции, принятым в 1991 году, кардинальных изменений в законе о полиции, по словам депутата горсовета, члена комиссии по местному самоуправлению Рената Сулейманова, не так много. Наиболее ощутимая для муниципалитетов перемена — изменение принципов финансирования. Криминальная милиция сегодня финансируется за счет федерального бюджета и отчасти за счет бюджета субъекта РФ, а милиция общественной безопасности — за счет местного бюджета. Сегодня в новосибирском городском УВД служит около 5 тысяч милиционеров, работа примерно половины из них на данный момент финансируется за счет федерального бюджета, другой половины — за счет местной казны. Кроме того, Новосибирск финансирует содержание зданий, материально-технической базы милиции общественной безопасности. Это и предоставление, оснащение, а также содержание опорных пунктов, и ремонт помещений. Надо заметить, в этом плане сегодня немало проблем. Новый закон предполагает с 1 января 2012 года перевод всего финансирования полиции на федеральный уровень. Пока трудно сказать, в каком объеме государственный бюджет готов взять на себя все эти расходы. Так что остается только надеяться, что ключевые материально-технические сложности с принятием закона «О полиции» будут решены на федеральном уровне.
«Понятно, что, кто финансирует, тот и определяет деятельность. То есть хотя закон и предусматривает возможность введения неких муниципальных доплат, фактически органы местного самоуправления лишаются каких-либо возможностей влияния на деятельность полиции. У нас в ведении остаются лишь некоторые небольшие подразделения милиции, созданные на муниципальном уровне, к примеру, экологическая милиция», — рассуждает Ренат Сулейманов.
Депутаты уверены, чтобы реформировать такую сложную структуру, как МВД, включающую в России полтора миллиона человек, необходимы кардинальные меры. Такие, как решение кадрового вопроса, повышение уровня оплаты труда в этой сфере, — сегодня он достаточно низок, поэтому в последние годы многие специалисты ушли из системы правоохранительных органов. А на сегодняшние средние зарплаты приходят не всегда достаточно подготовленные кадры. Сейчас объявлено, что МВД будет сокращено примерно на 200 тысяч человек — за счет этого планируется повысить зарплаты сотрудников, но это не выход, считают городские депутаты.
Что касается наиболее болезненного и для граждан, и во многом для самих сотрудников органов МВД вопроса переименования милиции в полицию, однозначно на этот счет высказываются депутаты-коммунисты. Об этом как представитель фракции КПРФ в Совете депутатов города Новосибирска заявил Ренат Сулейманов:
«Мы против переименования. И общественное мнение нас поддерживает. По данным опросов, положительно относится к переименованию милиции в полицию 11% граждан России, 33% — против, и 52% граждан сказали, что им это безразлично. Со словом «полицейский», как ни крути, у многих наших граждан связаны негативные воспоминания или даже генетическая память о Великой Отечественной войне. Я думаю, это название не совсем правильно. Если поговорить с кадровыми работниками органов внутренних дел, они тоже выскажут к изменению названия свое негативное отношение. Институты, складывавшиеся годами, нельзя в одночасье переименовывать».