Дела квартирные, и не только...
— Eсли она не принимала участие в приватизации, то у неё нет права собственности на эту недвижимость. Поскольку квартира находится в собственности отца, то регистрация какого-либо лица по месту жительства в этой квартире и вселение его в квартиру в качестве члена семьи осуществляются с согласия собственника. Лицо, вселившееся в жилое помещение с согласия собственника, приобретает право пользования квартирой. В случае совершения в будущем каких-либо сделок по отчуждению квартиры, например, её продажи, в силу действующего законодательства при переходе права собственности на квартиру к другому лицу члены семьи бывшего собственника утрачивают право пользования квартирой.
Однако надо иметь в виду, что автоматического снятия таких лиц с регистрационного учета не происходит. Снятие с регистрационного учета производится на основании личного заявления зарегистрированного лица либо на основании решения суда.
Единственный участник общества продает 100% долей уставного капитала общества третьему лицу. Уставом предусмотрено, что общество имеет преимущественное право покупки доли, если все участники общества отказались от преимущественного права покупки доли. Нужно ли брать согласие от общества или нет? И может ли общество существовать самостоятельно от единственного участника?
Александр ДЕЕВ. г. Новосибирск.
— Нужно различать понятия «согласие общества» на сделку и «преимущественное право покупки». Если уставом общества предусмотрено получение согласия на отчуждение доли уставного капитала, такое согласие необходимо получить до сделки. Если речь идет о преимущественном праве покупки, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (пункт 4 статьи 21), (далее — Федеральный закон) уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли, принадлежащей участнику общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли общества. Исходя из буквального толкования данного положения, иных положений статьи 21 Федерального закона, а также положений статьи 26 вышеуказанного Федерального закона, можно прийти к выводу, что реализация обществом преимущественного права покупки доли общества возможна лишь в тех случаях, когда общество не состоит из одного участника.
Таким образом, требования пункта 5 статьи 21 Федерального закона о необходимости направления обществу его участником, намеренным продать свою долю в уставном капитале общества третьему лицу, оферты о продаже доли не распространяются на единственного участника общества.