USD 103.7908 EUR 108.8705
 

И молоко, и пельмени

Владимир ПАЛЬЧИКОВ.

Правда, смотреть пока было особенно не на что. Бартули показал нам коровник, хотя и на совесть отремонтированный его строителями, и племенных телок, которых он закупил в обществе с ограниченной ответственностью «Советская Родина», взяв солидный кредит в три с половиной миллиона рублей. Все остальное было пока в планах, о которых хозяин говорил горячо и взволнованно. Уж очень ему хотелось иметь свое собственное дело, и притом не абы какое, а настоящее, приносящее доход.

И вот мы снова в Сарыбалыке. Изменения грандиозные. Идем по тому же корпусу, где стоит уже более сотни коров и нетелей. Здесь же, в отдельной секции, новорожденные телята, которых выращивают холодным методом. Он очень широко распространен в районе. Телята крепкие, справные, перед каждым в кормушке по три посудины: одна с цельным молоком, другая с овсом и третья — с минеральными добавками. Все, как говорится, по науке.

— Основное, — говорит мой спутник, главный специалист администрации по вопросам животноводства Александр Убушаев, — чтобы все время была сухая подстилка. И успех вам обеспечен.

— Мы за этим следим строго, — отозвалась заведующая фермой Наталья Латыш. — Падежа у нас нет.

В этом же корпусе, в другом его конце, налажен откорм молодняка крупнорогатого скота. Здесь свои телята, бычки, а также закупленные недавно у блюдчанцев. Всего на откорме более шестидесяти голов разных возрастов. Кормление обильное, в рационе запаренные комбикорма, сено и сенаж. Сдача скота на мясокомбинат только при достижении животным веса в четыре центнера.

Если честно говорить, такого многоотраслевого хозяйства еще не встречал. Предприниматель, к примеру, откармливает и гусей.

— Покупаем до тысячи голов молодняка, — рассказывала заведующая фермой Наталья Латыш, — выращиваем и реализуем населению.

Но и это не все. Зашли в помещение, где находятся свиньи. Их пока немного, всего несколько десятков. Закупили в крестьянско-фермерском хозяйстве Якова Верлова, который в свою очередь приобрел их в Криводановке. Крупные белые свиньи и цветные поросята породы дюрок. Планируется, что уже этим летом в Сарыбалыке будет 30 — 40 основных свиноматок.

— А еще, — делился своими планами Евгений Александрович, — мы будем летом строить кошару. Место уже присмотрели. Строительство для нас — дело простое, знакомое. Станем разводить овец и сеять для них овес. Деньги на эти цели уже выделены.

Есть и земля. В пределах пятисот гектаров. Сарыбалыкцы хорошо «вооружены»: два гусеничных трактора, «Кировец», несколько колесных машин со шлейфом почвообрабатывающих орудий. В прошлом году в сжатые сроки приготовили три тысячи центнеров сена и пятнадцать тысяч центнеров фуража. Нынче грубого корма и зерна, естественно, потребуется больше. В производстве вместе с временными рабочими занято более двадцати человек. Собственно, каждый житель деревни, если он не бездельник, всегда найдет дело в хозяйстве Бартули.

— В животноводстве у нас отличные кадры, — говорил хозяин. — Отлично трудятся доярки Екатерина Яровая и Вера Якубова. Наша главная задача — обеспечить производство добрыми, надежными механизаторами, которые бы знали и любили технику.

Именно с этой целью начато строительство жилья. Было однажды объявлено, что каждый, кто хочет войти в новый дом, пусть подает заявление. Поступило шесть штук, и строительство немедленно началось. Деревня Сарыбалык с тех пор, как в ней не стало хозяина-совхоза, которым руководил опытный организатор производства Трофим Репп, сильно сдала, постарела. В новые дома уже в этом году войдут заведующая фермой Латыш и заместитель генерального директора крестьянского хозяйства «Сарыбалыкское» Павел Орезалинов, также механизаторы, которыми Бартули особенно дорожит.

Я рассказал далеко не обо всем. Осмотрев животноводческую ферму, пошли в молочный блок, который в полукилометре. Новенькое здание возведено совсем недавно. Здесь охладитель молока на полторы тонны и пастеризатор двойного назначения. В нем можно не только пастеризовать молоко, но и варить творог. Есть сепаратор для переработки молока в сливки и прочее оборудование. Цель такова — поставлять в торговую сеть Чанов сметану, кефир, творог, пастеризованное молоко в пакетах.

— Мы бы уже давно это делали, — рассказывал Бартули, — но нас сильно притормозила санэпидемстанция. Очень уж тщательно проверяла нашу технологию. Это неспроста. Сколько сообщений из газет, телепередач об отравлених детей и взрослых кисломолочной продукцией.

Затем едем в цех по переработке мяса. Из Сарыбалыка в торговлю райцентра уже поступают фарш, пельмени, котлеты и какое-то узбекское блюдо, название которого я не уловил.

— У нас никаких добавок, — хвалилась главный бухгалтер Раиса Давыдова. — Если это пельмени, то только мясо, лук и перец. Наша продукция уже приобрела известность и идет нарасхват.

Для чего понадобилась переработка? Молоко, к примеру, сейчас закупает предприниматель Петр Сайц по восемь рублей за литр. А ведь можно выручить гораздо больше, если его переработать. Бартули привел один пример. За быка в четыре центнера они получают 15 тысяч рублей, а если мясо пустить на полуфабрикаты, получается вдвое больше — 30 тысяч. Вот такая арифметика. А надо гасить кредиты, поднимать зарплату рабочим, одним словом, вести дело прибыльно, разумно.