USD 91.1423 EUR 101.2789
 

Где у него кнопка?

Светлана ФРОЛОВА
Об эволюции: человек давно спустился с ветки, надел пиджак, но избавиться от зависимостей не смог. Фото: сгенерировано нейросетью Шедеврум
Об эволюции: человек давно спустился с ветки, надел пиджак, но избавиться от зависимостей не смог. Фото: сгенерировано нейросетью Шедеврум

Почему среди детей растёт агрессия и зависимое поведение и как найти безопасный способ «выключения» напряжения

Помните анекдот: «Как вы расслабляетесь? — А я не напрягаюсь». Ежегодно миллионы людей сталкиваются с симптомами психического расстройства. Число взрослых и детей, обращающихся к психиатрам, растет.

О том, как психические расстройства связаны с приемом психически активных веществ и какие дети подвергаются наибольшему риску развития навязчивой привычки, которая может спровоцировать психические заболевания, рассказывает медицинский психолог Новосибирского областного клинического наркологического диспансера Александр Курочкин.

Синдром зависимости и эволюция

Александр Курочкин занимается первичной профилактикой — читает лекции в учебных заведениях, проводит медосмотры. А также ведет реабилитационную работу с детьми, у которых диагностирован синдром зависимости. Для сведения, это сочетание физиологических, поведенческих и умственных явлений, при которых употреб­ление психоактивного вещества начинает занимать первое место в системе ценностей человека. В диспансере наблюдают не только детей с поставленным диагнозом, но и тех, кто был уличен в распитии алкоголя либо отравился спиртным или психоактивными веществами.

— В основном к нам попадают подростки 13–16 лет, — рассказывает медицинский психолог. — Бывают и дети 8–10 лет, и с уже поставленным диагнозом — это большая редкость, но такое случается. Однако чаще приходят дети с небольшим опытом употребления либо которых не научили скрываться.

Почему это происходит? Первую скрипку здесь играют так называемые социобиологические факторы.

— С одной стороны, всегда есть биологические факторы: формирование зависимости всегда связано с «системой подкрепления», это внутренняя, встроенная, эволюционная система координат, — указывает специалист. — Нравятся, например, существу сладенькие фрукты, оно их чаще ест, растет более здоровым, в результате у него больше шансов выжить и продолжить род. Мы проходили эволюцию, и нам нравится нечто похожее на то, что было выгодно когда-то, сотни тысяч лет назад. Но сейчас эта система дает сбой. Из-за чего мы полнеем? Наши предки голодали и стремились наедаться впрок. Это было приятно выгодно когда-то тогда, а сейчас вредно, но нас к этому по-прежнему влечет.

Однако «система подкреп­ления», с одной стороны, заложена в нас, а с другой стороны, доформировывается и организуется культурой и обществом. Биологическая компонента — генетическая предрасположенность к формированию зависимости — может быть сильнее или слабее: есть люди, которые скатываются в зависимость очень быстро, и есть те, у кого она формируется дольше. Как пример — существуют целые народности, которые очень склонны к формированию алкоголизма, — потомки людей, которые не занимались земледелием; у них не было отсева тех, кто не способен переваривать забродившие продукты, — это кочевники, охотники-собиратели, северные народы.

Если маме приятно снять стресс сигаретой

Вторая группа факторов — социально-психологические: уязвимости либо охранные факторы, которые сформировались в процессе общения сначала со значимыми взрослыми, в дальнейшем — с более широким кругом. И логично, что самый сильный фактор — это семья. Основные приобретенные механизмы охраны и уязвимости по любым психическим проблемам мы получаем в раннем возрасте.

— Все знают, что не полезно употреблять вещества перед ребенком, — поясняет наш собеседник. — Плохой пример дети воспроизводят. При этом зависимые взрослые недооценивают, чего их ребенок не увидит. Родитель, имеющий зависимость, не получил либо не применяет какие-то эмоцио­нально-волевые и психологические навыки, он реже стремится к чему-то, у него реже получается себя контролировать. Вместо решения проблем родитель использует кнопку выключения напряжения. Ребенок, живя в семье зависимых, будет иметь значительный дефицит навыков жизнестойкости: способности переносить стресс, разряжаться, быть инициатором какой-то активности, самому искать что-то интересное в жизни. Дети не копируют хобби родителей, потому что у родителей и нет никакого хобби. Зато ребенок видит, что его маме стало приятно, когда она погрузилась в телефон либо вышла на балкон покурить и так далее.

Дефицит навыков жизнестойкости — недооцененный фактор риска. Когда воспитываешь ребенка, особенно в его раннем детстве, нужно особенно внимательно следить за собой. Впрочем, родителю в любом возрасте это не помешает. Стоит помнить, что предрасположенности формируются в очень раннем возрасте, а разворачиваются в позднем, подростковом.

Про «сядь прямо, не сутулься» и прочие приёмчики воспитания

Откуда у детей агрессивное и суицидальное поведение? Оказывается, между первым и вторым много общего.

— Потому что последнее — это форма агрессии, направленная на себя. Агрессивное поведение у ребенка — в значительной степени копирование родителей. Бесполезно говорить ему, что это плохо: выбор происходит не на уровне осознания, это просто стремление повторить, что видел, — подчеркивает психолог.

То есть если, предположим, ребенка посадить перед телевизором, где постоянно будут показывать, как кто-то кого-то бьет, агрессирует, он тоже зафиксирует эту модель поведения. Причем, подмечает Александр Курочкин, эта модель не обязательно привяжется и станет его любимой стратегией поведения, но он ее однажды воспроизведет.

— Агрессия при этом может быть не обязательно физическая — очень вероятно, что к ребенку-агрессору проявляют вербальную агрессию, либо враждебность, либо непринятие, — комментирует эксперт. — Нужно подумать, в каком объеме ребенок вообще чувствует себя ценным, позволяют ли ему быть собой. А может быть, его избыточно контролируют: «Сядь прямо, не сутулься», например. Куча мелких замечаний с раннего детства. Такому ребенку приходится свою самость, желания, стремления отстаивать с агрессией. При этом он, скорее всего, видел, как это делали близкие, и поэтому повторяет. Если ему становится выгоден и инструментально удобен этот прием, он его все чаще использует.

«Пусть дети живут в страхе!»

Какие изменения в поведении ребенка должны насторожить родителя?

— Те, которые я назову, в принципе свойственны подростковому возрасту, но у детей, которые начинают сваливаться в зависимость, они будут представлены ярче, — говорит Александр Курочкин. — В первую очередь у ребенка быстро меняются интересы, снижается способность получать удовольствие из обычных источников, становятся скучны старые секции, но на смену им не приходят новые увлечения. Если ребенок бросил секцию и сел играть в компьютер, мы знаем, как он примерно получает свои эндорфины, удовольствие. А если мы этого не видим, но ребенок сменил компанию, сменил интересы, ухудшилась успеваемость и все это появилось быстро, одновременно, стоит насторожиться. И еще очень советую: когда придет нарколог в учебное заведение с медицинским осмотром, пожалуйста, подпишите согласие! Я всегда говорю родителям: «Давайте создавать атмосферу контроля употребления психоактивных веществ!». Шучу еще: «Пусть дети живут в страхе!».

Ребенку поможет отказаться от предложенного вещества воспоминание о том, что внезапно, без особого предупреждения, в школу пришел нарколог. Наш эксперт акцентирует: если подросток 15 лет и старше отказался от прохождения профилактического медицинского осмотра наркологом, это совершенно точно тревожный сигнал.

Почему пятиклассники «парят»

Психолог согласен, в последнее время количество детей, нуждающихся в помощи нарколога, увеличилось:

— С одной стороны, мы видим рост обращений. И не только касательно наркотиков запрещенных, но и наркотиков разрешенных. Какое сейчас дикое увеличение употреб­ляющих никотин детей, описать даже трудно! Характерно, что среди подростков стало намного меньше курильщиков, но количество «парильщиков» выросло. Употреблять никотин дети чаще всего начинают с пятого класса. Они переходят из младшей школы, из своего микросемейства в более широкий социальный круг, начинают общаться со старшими ребятами. С 6–7-го класса половина детей уже регулярно «парит».

037-16-02.jpg

Фото: сгенерировано нейросетью Шедеврум

Никотин — это наркотик. Слабый, совершенно не вызывающий изменения поведения в момент употребления, потому и легальный для взрослых. Что касается наркотиков запрещенных, то есть нелегальных, самыми распространенными являются каннабиноиды (конопля). И конечно же, синтетические психостимуляторы (соли).

Трезвым быть выгодно

Как объяснить ребенку, что алкоголь и наркотики — это плохо?

— Если говорить о детях раннего возраста, нужно показывать пример здорового поведения, демонстрировать альтернативу — туризм, картины и выставки, цирк, зоопарк, социальную жизнь, настольные игры с друзьями, — советует эксперт. — С подростками нужно говорить о выгодах и приобретениях: чем он будет позитивно отличаться от зависимых ребят? Лучше память, внимание, меньше напряжения при выполнении какой угодно работы, более яркие ощущения в жизни. Нужно рассказать о материальной выгоде, ведь люди, страдающие химзависимостью, имеют меньше денег, у них хуже образование. Получив двойку, зависимый ребенок с меньшими шансами сможет ее исправить. Этот человек вряд ли пойдет какое-то увлечение формировать — ему и так приятно и хорошо.

Чтобы иметь смысл жизни — а это не только семья и деньги, это когда тебе интересно жить, когда ты получаешь удовольствие от жизни, непосредственно от самого процесса, можешь работать по той профессии, которая тебе интересна, — нужно обладать навыками и иметь ресурсы, напоминает наш собеседник.

— Навыки у зависимых недоразвиваются, и ресурсов у них меньше, — поясняет Александр Курочкин. — Они, стараясь удовлетворять более низкие потребности и «застревая» в них, реже добираются до высших — по пирамиде Маслоу — потребностей и самореализации.