USD 91.1423 EUR 101.2789
 

Когда рутине места нет

Наталья ИВАНОВА
Обладатель звания «Почетный радист» Павел Хомченко не только творчески подходит к своей работе, но и обу­чает профессиональному мастерству коллег и студентов. Фото предоставлено  Павлом Хомченко
Обладатель звания «Почетный радист» Павел Хомченко не только творчески подходит к своей работе, но и обу­чает профессиональному мастерству коллег и студентов. Фото предоставлено Павлом Хомченко

Преподавательская деятельность повышает мастерство специалиста-практика

В свое время обладатель звания «Почетный радист» Павел Хомченко стоял у истоков создания цифрового телевидения в регионе. Теперь он обеспечивает бесперебойность вещания.

В Новосибирской области цифровое телевидение и радио до сих пор есть не везде. На севере и вдоль Салаирского кряжа, где мало деревень и сел, сигнал подается спутниками. Остальные территории региона покрыты наземным вещанием, и в целом охват составляет 98 процентов населения. Но и здесь приходится регулярно вести мониторинг, чтобы трансляция была постоянной и с высоким уровнем изображения.

— В обязанности мои и коллектива входит постоянный контроль за качеством услуги, которую предоставляет наша телерадиосеть, обучение других подразделений, ремонт оборудования. Таким образом, мы помогаем коллегам выполнять разноплановые технические задачи, — рассказал почетный радист, начальник производственной лаборатории Сибирского регионального центра (это филиал Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) — прим. авт.) Павел Хомченко. — Но прежде всего мы должны обеспечивать бесперебойность вещания, потому что всем хочется телевидение смотреть непрерывно, особенно когда идут какие-то интересные передачи.

Не более двух часов

В целом по Новосибирской области телерадиосигнал стабильный, но любое оборудование, каким бы хорошим оно ни было, все-таки выходит из строя. По статистике, раз в год в каком-то из населенных пунк­тов случается неисправность. Тогда на место выезжают инженеры и устраняют аварию; все вместе занимает не более двух часов. В Новосибирске установлена резервная техника, поэтому если сигнал и прерывается, то на несколько секунд. Люди, как правило, ничего не успевают заметить.

Павел Хомченко создал программу и прибор для измерения линейности передатчиков, необходимых для цифрового вещания. Он также организовал лабораторию, руководит которой на протяжении вот уже девяти лет, учебный центр РТРС и территориальный сервисный центр по ремонту оборудования для филиалов Сибирского федерального округа.

Трудно — значит интересно

Павел Владимирович признается, что наладить работу было сложно, но от этого она стала только интереснее. С его точки зрения, от выполнения простой задачи невозможно получить удовольствие.

— Проекты оказались трудными, но везде присутствовала творческая составляющая. На каждом этапе необходимо было придумать, как сделать так, чтобы все функционировало оптимально и эффективно. В учебном центре, например, следовало определять, сколько потребуется практических занятий, что на них изучать, какие знания окажутся максимально полезными сотрудникам при эксплуатации сети. В общем, рутины у нас никакой нет, — прокомментировал Павел Хомченко.

Его трудовой стаж превышает 25 лет, вся жизнь связана с цифровыми технологиями.

— К радиоэлектронике и компьютерам меня тянуло с детства. Профессия связиста понравилась практической направленностью, в ней сходились все мои интересы, — рассказал Павел Владимирович. — В 1999 году окончил Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), после чего сразу поступил на работу в РТРС. Получил приглашение трудоустроиться, когда проходил в компании практику студентом-четверокурсником. То есть диплом я писал, будучи уже действующим инженером. Его тема, как и вся моя профессиональная деятельность, была связана с цифровой обработкой телерадиосигнала.

Вместе с цифрой

Сначала молодой специалист работал в радиоцентре Мошковского района, но затем решил сменить место жительства на Новосибирск. В столице региона руководство компании предложило заняться инновационной деятельностью во вновь создаваемой производственной лаборатории.

037-14-02.jpg

Фото предоставлено  Павлом Хомченко

— Передо мной была поставлена задача организовать сервисный центр для ремонта передового на тот момент оборудования для цифровой телевизионной сети, внедрение которой стартовало в стране и регионе. Получается, что одновременно с ее появлением началась и моя карьера, — рассказал Павел Хомченко. — В радиоцентре я тоже занимался радиовещанием, но в цифровом формате, а перешел сюда и стал заниматься цифровым телевидением. Они довольно похожи, но у каждого есть своя специфика.

Потом мне доверили организовать дистанционные консультации по эксплуатации сети для филиалов, затем в РТРС появился учебный центр, куда к нам на повышение квалификации стали ездить специалисты со всей страны. То есть мы не только набрались достаточно опыта, но и, по сравнению с другими сервисными центрами, показывали хорошие результаты.

Особенно на селе

В Новосибирске разнообразие телевизионных каналов было доступно и до внедрения цифрового телевидения, но в районах области люди имели возможность смотреть только два — «Первый» и «Россия». С приходом новой технологии количество каналов увеличивалось до 20, поэтому сразу было очевидно, что она будет востребована, особенно на селе.

— Так и получилось. Когда смонтировали сеть второго мультиплекса, но срок включения еще не подошел, люди постоянно спрашивали, когда он заработает. Так что своей работой с цифровой сетью я вполне доволен, — вспоминает Павел Хомченко. — Кроме того, производственной лаборатории предстояло освоить ремонт нового для предприятия оборудования. Оно довольно сильно отличалось от устройства аналоговой сети. Прежде всего, там иной способ формирования цифрового сигнала: используется мощный компьютер, которого в аналоговых передатчиках не было. В дальнейшем их сменило более современное поколение, устройство самой сети тоже стало другим, а мы снова освоили технологию практически с нуля.

«Пурга» в действии

Тем не менее ошибочно думать, что с приходом цифровых радио и телевидения аналоговый сигнал утратил свое практическое значение.

— В начале 2000-х годов я принимал участие в модернизации радиопередатчика «Пурга» для вещания в стандарте DRM. С командой единомышленников разрабатывал программное обеспечение, изготавливал импульсно-ступенчатый модулятор, — рассказал Павел Хомченко. — Тогда еще работало аналоговое вещание на коротких, средних и длинных волнах. У всех было желание перевести его в цифровой формат, чтобы улучшить качество. Для этого следовало подвергнуть оборудование глубокой модернизации, сделав его энергоэффективным. Это был уникальный проект, даже на промышленных предприятиях подобных экспериментов не ставили.

Но потом, к сожалению, аналоговое вещание в России закрылось, и проект не получил продолжения. Однако мы изготовили несколько опытных образцов и передали их в Хабаровский край. Это единственный российский регион, развивающий сеть мощного аналогового радиовещания на низких частотах. Там обширные территории при низкой численности населения, много труднодоступных поселений, поэтому обеспечить FM-вещание невозможно.

Структурировать знания

Павел Хомченко помогал СибГУТИ организовать обучение студентов, принятых по целевому набору для компании, в которой трудится на постоянной основе. Как преподаватель высшего учебного заведения, свою первую лекцию он прочитал будущим коллегам. Затем Павел Владимирович получил предложение стать совместителем в университете. Помимо образования, ребята интересуются, как попасть в профессию, какая у специалистов зарплата. Павел Владимирович также является членом государственной экзаменационной комиссии СибГУТИ.

— Удивительно, но пока не начинаешь кому-то что-то преподавать, кажется, что все понимаешь в предмете; однако, как только погружаешься в подготовку материала для студентов, сразу приходит осознание, что ничего не понимаешь, — рассказал Павел Хомченко о самом полезном, по его мнению, аспекте педагогической деятельности. — И вот эта подготовка материала и потом преподавание хорошо структурируют знания в голове у самого преподавателя.