Допуски вместо лицензий
Две в сфере изысканий: «Изыскательские организации Сибири» и «Организация изыскателей Западно-Сибирского региона», одна проектная — «Гильдия проектировщиков Сибири» и две в сфере строительства: «Строители Сибирского региона» и «Новосибирские строители».
О состоянии готовности строителей работать в новых условиях поделились мнениями Александр Савельев, президент некоммерческого партнерства (НП) «Строители Сибирского региона», председатель комитета Новосибирского областного Совета депутатов по строительству и вопросам ЖХК, и Константин Боков, президент НП «Новосибирские строители», президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирской области.
— Саморегулирование вписывается в рамки происходящей «сверху» административной реформы и отчасти должно способствовать дебюрократизации в сфере экономики, поскольку государство отменяет многие свои полномочия в сфере регулирования строительного рынка. Функции контроля передаются Ростехнадзору, который будет контролировать деятельность СРО посредством плановых проверок один раз в два года.
Кроме того, не только на СРО, но и НП возлагается коллективная ответственность. Главная задача вновь созданных СРО: производить все объекты капитального строительства на должном качественном уровне. За это участники СРО отвечают прежде всего своим компенсационным фондом, который создается в соответствии с действующим законодательством. Каждый вступивший в СРО обязан внести 300 тысяч рублей в компенсационный фонд. Это норма закона.
Компенсационный фонд необходим на случай нештатных ситуаций, например, в случае обрушения построенного дома. Если произошло ЧП, размер ущерба возмещает страховая организация, с которой у строителей подписан договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если средств не хватает для возмещения ущерба, используются деньги компенсационного фонда.
Всего в России статус саморегулируемых организаций получили 307 организаций. В Новосибирской области — 5. В «листе ожидания» находятся еще несколько компаний, которые хотели бы получить статус СРО.
Недостатком строительной реформы можно считать то, что законодатели не прислушались к региональным инициативам и разорвали единый цикл проектирования, изыскательских работ и строительства. Для получения допуска на каждый их этих этапов существуют определенные условия. Идея создания в СФО единого координационного центра обсуждалась на недавнем окружном совещании в Красноярске, но пока мы не пришли к общему пониманию задач, у всех оказались разные взгляды.
Сама процедура выдачи допуска непростая. Фирмы-«однодневки» точно не придут к нам, поскольку, кроме подтверждающих документов, мы проверяем фактическое состояние дел в той или иной строительной организации.
Должен сказать, что саморегулирование не является панацеей от всех болезней, которые имеются в строительном комплексе. Создание СРО не означает, что больше не будет обманутых дольщиков. Мы еще сами не до конца представляем, что у нас будет дальше.
Нас также сильно беспокоит размножение неких юридических фирм и фирмешек, которые создают НП под цели саморегулирования в строительстве. Когда строители объединяются на базе ассоциации — понятно, что в дело входят профессионалы. Но, к сожалению, для многих главное — получить свидетельство о допуске. Необходимо проследить, чтобы допуски не стали предметом купли-продажи, как это случилось с лицензиями. Увы, на первом съезде саморегулируемых организаций была обнародована информация, что уже выявлены факты продажи допусков.
Необходимо, чтобы управление Ростехнадзора более пристально контролировало работу всех строительных организаций.
Что будет с теми, кто не получит допуска? На первый раз строителей ждет штраф, а на второй раз наказание связано с уголовной ответственностью.
Реформа в период кризиса создала проблемы для субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых не всегда есть деньги на внесение положенного компенсационного взноса. В Госдуму внесены поправки о том, чтобы снизить для субъектов МСП размер взноса в компенсационный фонд вдвое.
Константин БОКОВ:
— Несмотря на то, что многие акценты в реформе сделаны не совсем правильно, думаю, что кардинальных потрясений в отрасли не случится.
Хотим мы этого или нет, но нам придется заниматься вопросами безопасности в строительстве.
Для нас сложности заключаются в том, что надзорные органы не справляются по темпам и срокам включения в реестр некоммерческих партнерств. Из-за этого процедура затянута и происходит в авральном режиме.
Например, по закону мы, как НП, обязаны выдать свидетельство о членстве в течение месяца. У нас в НП 130 организаций, и еще около 20 на подходе.
Мы решили не гнаться за темпами, и в первоочередники попали те, для кого членство в НП действительно необходимо: те, кто работает на бюджетных деньгах, у кого заключены контракты на следующий год и т.д.
«Новосибирские строители» стараются не принимать никого из других регионов. Зато особенный упор мы делаем на рассмотрении строительных организаций Новосибирской области. Состояние их сложное, многие из-за финансового положения и малого численного состава не могут войти в СРО. Не хотелось бы, чтобы область потеряла их. К сожалению, многие из них реформу не переживут либо начнут перепрофилироваться. Думаю, что для них выход такой: либо объединяться, либо идти под крыло крупной организации, либо вообще выходить из этого бизнеса.