У долгов время недолгое?
Произнесли? Вот теперь можно перевести дух. Правда, некоторые считают, что дух можно перевести, только пройдя жернова этой, если хотите, комиссии по острым ситуациям на селе. Мол, там такие разборки, такой нелицеприятный разговор учиняется!..
Что же там за «беседы» происходят?
— Послушайте сами. У нас секретов нет, — говорит руководитель рабочей группы, он же заместитель губернатора — руководитель департамента агропромышленного комплекса области Виктор Гергерт.
И вот очередной сбор рабочей группы. Специалисты на месте, кворум есть. Приглашенные на заседание хозяйственники, представители районов — за одним столом с членами рабочей группы. Стол не круглый, значит, возможно всё? Виктор Гергерт объявляет вопросы, которые необходимо рассмотреть. Разговор пойдет о путях преодоления задолженности по заработной плате и налогам в ряде сельхозпредприятий. Руководитель группы напоминает, что экономическая ситуация в хозяйствах рассматривается в соответствии с губернаторским постановлением, необходимостью решения сложных вопросов на рынке зерна и пополнения оборотных средств.
С сообщением выступает заместитель начальника управления сельского хозяйства департамента Людмила Шереметьева. Анализируются данные за неделю — с 26 ноября по 3 декабря. Принимаемые в области меры дают положительный результат: за неделю задолженность на селе уменьшилась на 20 процентов, но она остается еще довольно ощутимой — 29,7 миллиона рублей. Девять сельхозпредприятий погасили задолженность, но им на смену в разряд должников попали несколько других.
Виктор Гергерт уточняет периодичность сбора данных о задолженности по налогам и требует:
— Ни одного дня, ни одного рубля просрочки по налогам допускать нельзя! Представляете, это как снежный ком — малейшее послабление может обернуться нежелательным ростом долгов. Я прошу обратить на это внимание всех членов рабочей группы.
Виктор Александрович говорит о том, что у нас в области к реализации на свободном рынке подготовлено два миллиона тонн зерна. Его необходимо реализовывать, но делать это нужно разумно. Не отдавать же выращенный селянами урожай ниже себестоимости! А чтобы не допускать даже малейшей просрочки по выплате долгов и налогов, вовремя выдавать заработную плату, лучше взять кредит в банке под залог зерна. Именно такой способ оптимизации ситуации сегодня, когда на рынке нет достойной цены зерна, наиболее приемлем. Участвующие в разговоре представители нескольких банков заявляют, что готовы рассмотреть любое обращение к ним председателей хозяйств.
Ну а если долговой «снежный ком» все-таки катится, увеличиваясь? Тогда не избежать радикальных мер — вплоть до разбирательств в прокуратуре, арбитражном суде и банкротства того или иного сельхозпредприятия. А пока дело до этого не дошло, рабочая группа рассматривает ситуацию в нескольких конкретных хозяйствах.
Вот птицефабрика «Нечаевская» Тогучинского района. Есть у нее зерно, есть птицеводческая продукция, а задолженность — в 640 тысяч рублей. Агропромышленное предприятие не из слабых. Рабочая группа устанавливает для «Нечаевской» недельный срок ликвидации задолженности. Главный бухгалтер, замещающая приболевшего директора, обещает принять необходимые меры.
За хозяйством «Воздвиженское» Чулымского района числился долг в 1310 тысяч рублей, но к моменту рассмотрения на заседании рабочей группы воздвиженцы смогли сократить эту сумму до 860 тысяч рублей. После недолгого обсуждения принимается такое решение: хозяйство в ближайшие дни получает деньги в банке и закрывает задолженность.
Несколькими минутами позже «разруливается» ситуация с долгами по заработной плате и в нескольких хозяйствах Ордынского, Коченевского районов. К примеру, акционерное общество «Луковское» Ордынского района задолжало 844 тысячи рублей. Положение осложняется тем, что в хозяйстве нет руководителя, выборы вожака акционеров только предстоят. А пока предпринять действенные меры по ликвидации задолженности в Луковке поручается начальнику управления сельского хозяйства Ордынского района Геннадию Каюкову. Найдет ли Геннадий Иванович нужные для этого рычаги, которые непременно должны быть связаны с денежными средствами, покажут предстоящие несколько дней. Виктор Гергерт же настоятельно требует от коллеги:
— Через неделю в графе задолженности против луковского хозяйства должен стоять ноль!
Разговор членов рабочей группы не всегда идет гладко, порой перерастает в спор. До искр вроде бы не доходит. Вот кто-то из приглашенных на разбор полетов пытается поставить вопрос ребром: мол, а почему это здесь сегодня за нас, свободных аграрных собственников, кто-то решает наши внутренние проблемы, к коим относятся и долги по зарплате?
У руководителя рабочей группы веский контраргумент:
— Мы властная структура. А власти небезразлично, как и чем живет население территории, каковы у селян отношения с работодателями, какова социальная обстановка. В ряду антикризисных мер рассматривали это и будем рассматривать.
Непросто вязко складывается разговор вокруг невыплаченных нескольких миллионов рублей заработной платы в хозяйстве «Битки» Сузунского района. Руководитель хозяйства Виктор Гилев сетует на то, что в 2009 году заметно упали закупочные цены на молоко, неудовлетворителен для хлеборобов рынок зерна, а расценки-то за труд селян в хозяйствах, в том числе и в «Битках», закладывались на основании данных более благополучного по ценам сельхозпродукции 2008 года! Вот эта вилка и приводит к перекосу в финансовой составляющей хозяйства. Виктор Гилев, человек неординарный и в определенной мере самолюбивый, заявляет, что мог бы взять кредит в четыре миллиона рублей у переработчиков да выручить 600 тысяч рублей на молодняке скота и тем самым рассчитаться с долгами по зарплате до 24 декабря, но намеренно не идет на это. Объясняет:
— Этот вопрос я ставил перед людьми. Советовался, надо ли понижать расценки. Селяне высказались против. Говорят, что расценки лучше оставить прежними, обещают потерпеть. Да задолженность у нас не такая уж и большая, если учитывать, что месячный фонд заработной платы в хозяйстве составляет два миллиона рублей.
Виктор Гергерт иного мнения. Похоже, он не столько печется о том, чтобы была благополучной областная отчетная статистика, сколько о том, что селяне, те же битковцы, выдержавшие напряжение труднейшей страды, убравшие до колоска весь выращенный хлеб, достойны скорейшего и полного расчета за свой труд. Вот почему Виктор Александрович настаивает на другом возможном варианте событий. Он предлагает представителю Новосибирского регионального филиала акционерного общества «Россельхозбанк» рассмотреть возможность оформления и в течение недели выдачи кредита руководимому Гилевым хозяйству — под залог зерна. Это позволит «Биткам» оперативно ликвидировать долги как по зарплате, так и по налогам. Виктор Павлович все-таки сдается…
Одни из тех, кто уже прошел процедуру обсуждения, уходят, чтобы продолжить привычные для себя дела. Другие остаются, объясняя это тем, что считают полезным послушать советы специалистов, выступления представителей банков. И то верно: раз попал на полезное вече, то туши поминальные свечи...
Некоторые интересуются, можно ли надеяться на улучшение ситуации на зерновом рынке? Положа руку на сердце, Виктор Гергерт признается:
— Не меньше, чем вы, желал бы этого крестьянам, но подождать придется. Зерновые торги на бирже существенного результата не дают. Поинтересовался очередными их мини-сессиями: опять восемьдесят лотов выставляется! При таком наплыве зерна не приходится надеяться на его достойную цену. Прогнозировать не берусь, но по собственному опыту могу сказать, что в феврале-марте повышение закупочных цен на зерно все же произойдет. Не раньше.
Руководством нашей области принят ряд мер для активизации зернового рынка. Вместе с тем исполнительная власть предусмотрела и такой важный резервный маневр, как кредитование хозяйств банками под залог зерна. Сделано это в интересах крестьян. Банки, в общем-то, согласны на такой шаг: зерно — это богатство; было бы хуже, если бы после жатвы склады оставались пустыми.
Вот почему руководитель департамента советует селянам не продавать урожай по низким ценам, а взять кредит. Попутно специалистам своего ведомства советует вести четкий мониторинг того, сколько заявок на банковское кредитование из хозяйств поступило, сколько принято к дальнейшей работе и, наконец, сколько кредитов выдано.
Здесь Виктор Александрович теперь уже сам ребром вопрос ставит:
— Сводка по кредитам должна появляться на моем рабочем столе так же, как появляется сводка среднесуточных надоев! А к руководителям банков у меня убедительная просьба: поддержите селян! У агропромышленного комплекса ресурс есть. И не только зерновой. Ценовая конъюнктура сельскохозяйственной продукции меняется на глазах. Посмотрите: закупочная цена каждого килограмма молока за неделю возросла на 46 копеек. За неделю!