Премьера фестиваля — «Боярыня Морозова»
Комментарий заведующей литературной частью театра Анны ФЕФЕЛОВОЙ:
— Первое исполнение в Новосибирске оперы Родиона Шедрина «Боярыня Морозова» — это событие, конечно, не только в рамках Рождественского фестиваля для Новосибирска очень значимое.
В первую очередь потому, что это одно из немногих современных сочинений и одно из ключевых сочинений русской музыки последних лет. Опера была написана три года назад, прозвучала только в Москве и Санкт-Петербурге и вот теперь исполняется у нас. Интересно ещё и то, что Вероника Джиоева пела партию княгини Урусовой в мировой премьере и, конечно, как наша солистка будет исполнять ее в Новосибирске. То есть ее голос был одобрен и выбран самим композитором. Партию боярыни Морозовой готовят сейчас Татьяна Горбунова и Агунда Кулаева. Но главное действующее лицо здесь, безусловно, хор. Как сказал главный хормейстер театра Вячеслав Подъельский, которому и принадлежит идея исполнения этого произведения в Новосибирске, заинтересовало оно его именно тем, что это хоровая опера. И, пожалуй, единственная созданная в последнее время русская хоровая опера.
На самом деле здесь хор заменяет и оркестр, и, как в древних трагедиях, конфликтует с героями, и комментирует происходящее. Несмотря на то, что опера написана совсем недавно, можно сказать, на наших с вами глазах, это уникальная хоровая партитура. Уникальна она прежде всего своей русской темой, которая является одной из основных в творчестве Родиона Щедрина.
В основе либретто, написанном самим композитором, жития протопопа Аввакума и боярыни Морозовой.