Астронавты не мы. Мы — невеселые покупатели
Можно сказать, что Федеральный закон № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» открыл настоящий ящик Пандоры. С одной стороны, в обществе начались массовые истерики и смешные возгласы, один из которых процитировал вице-губернатор Виктор Гергерт, руководитель департамента АПК Новосибирской области: «В молоке обнаружены остатки сухого молока». С другой стороны, после сообщения, сделанного Надеждой Куринной, главным специалистом и экспертом по надзору за питанием управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, есть над чем задуматься производителям молочной продукции.
По словам эксперта, из доли проб предприятий пищевой промышленности и общественного питания, взятых на территории области за 9 месяцев, не соответствовало гигиеническим требованиям по биологическим показателям всего 3,2 процента. А по молочной продукции доля составила 3,9 процента.
После введения в действие ФЗ-88 производители были обязаны привести техническую документацию на молочную продукцию и информацию для потребителей в соответствие с требованием технического регламента. К чести, большинство с этой задачей справились. Но не все. Ряд предприятий никак не хотят расстаться со старой упаковкой и придумали такой ход: отправляют ее в деревни.
«Так, в Тогучинском и Мошковском районах были обнаружены сметана и кефир, производимые компанией «Вимм- Билль-Данн», в упаковках старого образца. В Карасуке нашими специалистами обнаружен сыр «Охотничий» производства ОАО «Новосибирская маслосырбаза», этикетка которого также не соответствовала требованиям нормативной документации», — рассказала Надежда Куринная.
Головной болью стало и появление фальсифицированного масла. После проверки специалистами Роспотребнадзора на предприятиях розничной торговой сети качества реализуемого масла сливочного в шести торговых предприятиях из девяти обнаружено сливочное масло, не отвечающее требованиям недавно вышедшего федерального закона.
«Неуд» поставлен маслу «Вологодское» (производитель ООО «ТПК «Виаком»);
маслу «Масленица» и «Крестьянское» (ООО «Масленица»);
маслу «Крестьянское» (ООО «Альянс»);
маслу «Крестьянское» «Простоквашино» (ОАО «ЮНИ- МИЛК»);
маслу «Веселый молочник» (ОАО «Вимм-Билль-Данн», филиал «Сибирское молоко»);
маслу «Крестьянское» (ООО «Милк», г. Красноярск).
За нарушения требований законодательства составлено 8 протоколов на сумму 17300 рублей, руководителям предприятий выданы предписания.
По мнению специалистов, на снижение качества продукции влияет слабый производственный контроль. Ситуация с контролем выглядит так. Любое предприятие, желающее заниматься бизнесом в области переработки, в заявительном порядке уведомляет необходимые инстанции, в том числе и Роспотребнадзор, о своих планах. Проверку на предприятии по закону можно проводить только через три года. Если за этот период предприятие попадется на продуктах плохого качества, только тогда можно организовать проверку, и то с санкции правоохранительных органов.
Надежда Куринная подчеркнула, что самый лучший контроль — на всех этапах производства. На сегодня в Роспотребнадзоре имеются типовые формы производственного контроля, которые будут полезны предпринимателям.
Евгений Филатов, заместитель директора ООО «Новосибирский центр сертификации и мониторинга качества продукции», развил тему до космических высот. В прямом смысле. Филатов рассказал про систему анализа рисков и критических контрольных точек (ХАССР). Данный стандарт является многоуровневым, с его помощью контролируются все производственные этапы, причем все аспекты: от выращивания сырья до реализации в розничной торговле и на предприятиях общественного питания. За что в житейском обиходе методологию прозвали «от поля до рта».
Первая ХАССР была внедрена в США. Ее родоначальницей стала одна тамошняя фирма, которой было поручено выпускать продукты самого высокого качества для астронавтов НАСА.
Долгое время разработка компании считалась секретной, потом ноу-хау вошло в обязательный стандарт для всех американских производителей. Потом примеру последовала Европа. В России есть «точечные» переходы на методологию. Особенно стараются ее внедрить те, кто стремится на международный рынок.
Безусловно, массовое внедрение системы в России потребует не только больших средств, но и «перезагрузки» сознания. Поскольку халява не пройдет.
«Я понимаю, что наши предприятия пока только находятся на подступах к мировым стандартам качества, — резюмировал Виктор Гергерт. — Мне кажется, что действительно вопрос создания системы качества должен решаться производителями совместно с поставщиками сырья. Потому что некачественное сырье сводит на нет усилия любого, самого современного, завода. Нам необходимо распространить на поставщиков сырья и те требования, которые предъявляются к производителям. Сырье должно дифференцированно оплачиваться. Плохое — как плохое, а за качественный продукт нужно платить хорошие деньги. В любом случае главной задачей вижу необходимость системы контроля качества на основе рекомендаций экспертов, в разработке которой примет участие и наш департамент».