USD 109.5782 EUR 116.1410
 

«Оптимист в каждой трудности видит возможность»

Татьяна ШИПИЛОВА. Фото с сайта НФОР и Евгения ИВАНОВА.
Времени для вопросов журналистам хватило — пресс-конференция продолжалась более полутора часов.
Времени для вопросов журналистам хватило — пресс-конференция продолжалась более полутора часов.

А для новосибирцев — чрезвычайно значимым событием даже в сверхъяркой музыкальной программе фестиваля.

Вообще с самого начала этой встречи, с пресс-конференции маэстро Владимира Спивакова, явственно обозначился жанр — рождественская история со щедрыми подарками и трогательным финалом. И это не могло быть иначе, потому что художественный руководитель и главный дирижер НФОР не только выдающийся музыкант, но выдающийся даритель, благотворитель и меценат. Провинциальной, глубинной (вплоть до палуб авианосцев Тихоокеанского флота) России он и его коллективы — филармонический оркестр и оркестр «Виртуозы Москвы» — дарят высокое искусство, а организованный в 1994 году Международный благотворительный фонд Спивакова последовательно и весомо помогает детям-сиротам и больным детям, а также юным музыкантам и художникам.

Поэтому все, разумеется, удивились и одновременно нисколько не удивились, когда под занавес общения с журналистами микрофон попросил незнакомый мужчина из зала, рядом с ним стояла маленькая девочка со скрипочкой. Оказалось: недавняя победительница X телевизионного конкурса «Щелкунчик» и IV Международного конкурса скрипачей девятилетняя Таня Крячкова приехала со своим педагогом Олегом Обриным (кстати, выпускником Новосибирской консерватории) из Барнаула, чтобы поблагодарить маэстро за подаренный ей по итогам конкурса инструмент. Но скрипку в Москве вручали представители фонда, поэтому Таня с папой и педагогом приехали, во-первых, чтобы поблагодарить маэстро лично, а во-вторых, чтобы побывать на его концерте.

О том, что Таня девочка необычная — с пяти лет учится музыке, а в шесть уже стала давать сольные концерты, — я узнала потом. Маэстро же сразу, увидев ее, назвал маленькую музыкантшу по имени и пояснил, что скрипку покупал специально для нее в Париже. Очень заинтересованно и ласково стал расспрашивать, как Танин новый инструмент звучит, — чувствовалось, что беседовать с юной коллегой ему по-настоящему интересно.

Еще одним подарком, конечно же, был сам концерт в большом зале НГАТОиБ. (Причем, с разрешения маэстро слушатели расположились не только в зале, но и на сцене: бесплатно послушать выступление коллег получили возможность новосибирские музыканты.)

Двадцатилетним солистом Александром Синчуком и оркестром под управлением Владимира Спивакова в первом отделении был исполнен Второй фортепианный концерт Рахманинова. Во втором — музыка Чайковского и Стравинского. Публика, как принято в таких случаях говорить, неистовствовала. Симфонического оркестра такого уровня в нашем городе на гастролях не было лет двадцать. И хотя в Новосибирске есть своя краса и гордость — оркестр Каца, но возможность услышать Национальный филармонический, безусловно, событие из разряда «сбычи мечт». Кроме того, маэстро по своему обычаю и его оркестр (что является редкостью в наш прагматичный век!) сыграли еще четыре произведения сверх программы на бис. Первый номер — «Грустный вальс» Сибелиуса — музыканты посвятили памяти Арнольда Михайловича Каца.

Творческая и человеческая щедрость, стремление отдавать — ответственно, сполна — главные личностные качества Спивакова. Созданные им в 1979 году «Виртуозы Москвы» и в 2003-м — Национальный филармонический оркестр при огромной востребованности в мире своей основной миссией считают (и наперекор многочисленным сложностям с честью исполняют ее) гастроли по России. Вот и этот тур в ноябре-декабре по семи городам Урала и Сибири, завершившийся концертом в Новосибирске, кто другой с чистой бы совестью отменил, но не Владимир Теодорович. Отменил, хотя бы потому, что, например, в Томске в день приезда оркестра был объявлен карантин на грипп, и все слушатели сидели в зале в масках, но вскоре их сняли: потому что энергетика взаимодействия музыкантов и слушателей «не могла не убить зловредные вирусы».

По мнению маэстро:

— Людям, по-моему, просто надоело сидеть в масках и чувствовать себя в каком-то смысле подопытными. А вообще, идея срыва маски — хорошая идея!

— А как вам в целом поездка по Сибири, понравилась, удалась? — спросили журналисты на пресс-конференции, которая проходила почти в стиле «блиц»: Спиваков торопился перед концертом «пощупать» сцену и звук…

— Это было, честно вам признаюсь, потрясающее турне. Просто большое удовольствие! Сбывается моя мечта, что можно ездить по России не хуже, а лучше, чем за границу.

— У последнего концерта в гастрольном туре есть какая-то своя специфика?

— Я не люблю слово «последний», так же, как не люблю оборот «в заключение»… Это концерт, который заканчивает наше турне, то есть небольшой этап нашей жизни, а дальше начинаются другие концерты. Их очень много, к ним надо готовиться. Завтра я лечу в Москву, пересаживаюсь на самолет и отправляюсь в Киев. Там я встречаюсь с «Виртуозами» и даю концерт с детьми — русскими и украинскими юными талантами.

— Как бы ни было прекрасно общение с элитными музыкантами, талантливой молодежью, замечательными солистами и эмоциональной благодарной публикой, но ваша работа, особенно во время гастролей, полна перегрузок, сложностей, да и общественная, благотворительная деятельность тоже не лишена их. Вы оптимист?

— Оптимист. Недавно мне задавали этот вопрос. И отвечая, я вывел такую формулу: «Пессимист, он в каждой возможности видит трудность, оптимист в каждой трудности видит возможность».

— А какие трудности сегодня у вас, что вам приходится переплавлять в возможности?

— Конечно, сложности у нас у всех сегодня — в период кризиса — большие. Потому что связаны они, к сожалению, с материальным аспектом нашей жизни. И просить деньги — это трудная задача. Но я всегда себя утешаю мыслью, что не следует быть гордым, когда просишь за других. А на гастролях трудность для меня только одна — бессонные ночи. Потому что после такого напряжения, после обмена энергиями сцены и зрительного зала, после полной отдачи заснуть очень трудно. А нужно рано вставать и лететь в следующий город.

— Владимир Теодорович, как вы будете встречать Новый год, Рождество: у коллектива оркестра существуют особые в этом традиции?

— Да, обычно 31 декабря мы играем новогодний концерт. Причем этот концерт очень хорошо посещается. Он в одном отделении, чтобы люди успели домой к новогоднему семейному столу. И обычно мы приглашаем в этот вечер самых замечательных артистов — наших российских и зарубежных певцов. Вот у нас были изумительные тенора — Варгас, Альварес, Флорес. Но на этот раз мы решили повторить в новогодний вечер программу, где я соединил кино с музыкой — «Огни большого города» Чарли Чаплина с сочиненной им же музыкой. Только она была исполнена Национальным филармоническим оркестром на фестивале «Владимир Спиваков приглашает» вживую. И я получил столько благодарных откликов, столько писем, что мы решили ее повторить.