USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Сыграли на опережение

Виталий ЗЛОДЕЕВ. Фото автора и Бориса МОСКВИНА.
Приобретённая в последние годы мощная техника, по сути, спасла богатый урожай 2009 года.
Приобретённая в последние годы мощная техника, по сути, спасла богатый урожай 2009 года.

Люди на самом деле совершили подвиг, собрав богатейший урожай в тяжелейших погодных условиях, в максимально сжатые сроки. Но нельзя забывать и еще об одной составляющей жатвы-2009 — технике. За последние несколько лет мы много писали и говорили о масштабном техническом перевооружении сельхозпредприятий.

Начальник отдела технической политики управления сельского хозяйства Новосибирской области Андрей АЛЬБАХ уверен, что именно техника стала ключевым фактором успешного исхода жатвы.

— Андрей Давыдович, отправной точкой и краеугольным камнем нашего разговора неизбежно должен стать областной Закон «О государственной поддержке сельхозпроизводителей», принятый в декабре 2006 года и реально заработавший сразу же. Благодаря 30-процентной компенсации, которая выплачивалась из областного бюджета при покупке новой техники сельхозпредприятиям, обновление тракторно-комбайнового парка шло стремительными темпами. А если вернуться к предыстории, этот закон стал следствием мудрого решения власти или следствием и реакцией на массовые жалобы крестьян?

— Одно без другого в принципе невозможно, это был взаимосвязанный процесс. Безо всякой лести хочу отдать должное чутью и прозорливости нашего губернатора Виктора Александровича Толоконского. Дело ведь не только в том, чтобы принять закон, но и гарантировать ему долгосрочную финансовую поддержку. В нашей области ни один купленный комбайн, трактор и сеялка не были отчуждены обратно в пользу банков, хотя в соседних регионах мы в массовом порядке можем наблюдать возникновение рынков конфискованной сельхозтехники. Хозяйства сначала приобрели, а потом не смогли рассчитаться, в том числе из-за отсутствия должной поддержки от регионов.

Если же возвращаться ко второй части вопроса, то принятие такого закона, создание мер поддержки назревало — износ техники был очень велик, риск угодить в тяжелую уборку присутствовал ежегодно. Наша область, можно сказать, сыграла на опережение. Будь в нынешнем году оснащение такое, как лет пять назад, мне трудно предположить, сколько бы директоров хозяйств сегодня хваталось за сердце. Но что счет шел бы на десятки — однозначно.

— В современной российской истории это же, кажется, не первый случай столь масштабного обновления парка тракторов и комбайнов?

— В начале 90-х была массовая волна «ельцинских» кредитов, многие из которых потом так и списали, но они распространялись только на фермеров — их тогда модно было поддерживать. А коллективные хозяйства никаких особых льгот не имели. Но покупали и так, за имеющиеся деньги: в первой половине 90-х годов в области приобреталось около 1500 комбайнов ежегодно, а позднее, на рубеже веков, — 350 — 400 машин в год. Другое дело, что те комбайны были не чета нынешним, их производительность была в три-четыре раза ниже современных отечественных комбайнов, не говоря уже об импортных. Если обратиться к истории, то 20 лет назад в хозяйствах области было 15000 зерноуборочных комбайнов. Сегодня мы имеем всего 5000 комбайнов, причем лишь 1800 — по-настоящему мощные и достаточно новые машины, это наш костяк. Еще год-два переоснащения такими темпами — и проблемных уборок не будет в принципе.

— Но, с другой стороны, свыше 3000 комбайнов, по сути две третих парка, — это не очень хорошие машины, от которых необходимо избавляться...

— Со временем — непременно. Главное, на нынешнем этапе, чтобы обновление техники не ограничивалось несколькими годами с последующим длительным спадом. Схожая ситуация была лет десять назад — хозяйства покупали, покупали, а потом резко прекратили. Нет продаж — останавливается промышленное производство, некоторые предприятия тогда вообще перестали существовать, многие перепрофилировались. Поэтому сейчас главное — не останавливаться. Пусть и не в таких объемах, как в последние три-четыре года, но закупать технику постоянно.

— В период кризиса российское правительство стремится максимально поддержать отечественного производителя. Эти меры, кстати, ощутили и крестьяне нашей области — господдержка практически перестала распространяться, если приобретаешь импортную технику. Не хочу рассуждать на тему правильно это — неправильно, поможет — не поможет, а поставлю вопрос конкретнее: действительно ли наше отставание от Запада в качестве сельхозтехники так же огромно, как, к примеру, с легковыми автомобилями? И если да, то преодолим ли этот разрыв?

— Не смогу ответить на этот вопрос по одной, главной, причине: пока мы стремимся сокращать отставание, а прогресс есть, этого нельзя отрицать, ведущие западные производители тоже на месте не стоят, нас не дожидаются. Поэтому заниматься измерениями отставаний или темпов приближения к лучшим образцам очень сложно, да практически и невозможно.

— Хорошо, сформулирую вопрос иначе: в чём конкретно импортная техника на голову выше российской?

— Там, безусловно, есть образцы, которые в России пока не производят. У нас, например, нет тракторов такой мощности, как в Америке или Канаде. Мы ещё толком не привыкли к 9-метровым комбайновым жаткам, а одна всемирно известная фирма уже делает 11-метровые, один такой комбайн уже есть и в Новосибирской области. Но это всё исключительные случаи, ведь есть очень мало полей, на которых такой комбайн уместен и максимально эффективен. Если же брать технику сопоставимых классов, то российские машины вполне конкурентоспособны. Главная проблема, что у нас не умеют довести продукт до потребителя как положено.

— А как положено?

— Комбайн или трактор нужно не только собрать, но и сделать на заводе первичную регулировку. Тем более что сейчас многие заводы работают под конкретные заказы, они заранее знают, какая партия пойдет на Кубань, а какая — в Сибирь. Так что регулировки вполне можно сделать. А уже когда техника поступила в регион, то дилеры должны делать окончательную настройку под каждое конкретное хозяйство-покупатель. Это возможно? Безусловно, но у нас этого нет. Поэтому настройками занимаются инженеры на местах, комбайнеры. Русский мужик умный и руки у него золотые, но он не должен тратить драгоценное время на выполнение обязанностей, которые должны исполнять другие люди. В этом я вижу один из главных недостатков российской техники.

Практика последних лет показывает, что даже ненастроенный «Джон Дир» может совершать огромные потери зерна — есть пример одного из районов. Тогда как отлаженные до совершенства красноярские или ростовские комбайны просто творят чудеса на полях.

— Андрей Давыдович, если возвратиться к конкретным цифрам, по официальной статистике с 2006 по 2009 годы нашими хозяйствами было приобретено разнообразной техники почти на 15 миллиардов рублей. Какие районы наиболее преуспели в деле переоснащения парка?

— Тут никаких сенсаций, на первых ролях самые хлебные районы области, там, где наибольшие посевные площади. Безусловные лидеры — краснозерцы, хозяйствами Краснозерского района приобретено техники более чем на миллиард рублей. Также отмечу Ордынский, Кочковский и Тогучинский районы.

— Уходящий год прошёл под знаком кризиса. Это сильно отразилось на объёмах покупок новой техники?

— Тут необходимо пояснение. По деньгам, а чаще всего мы слышим именно об этом эквиваленте технического обновления, нынешний год уступит прошлому — примерно 4 миллиарда рублей против 6 миллиардов в 2008-м. Хотя в 2007 году техники купили всего на 3 миллиарда, но…

После того, как с рынка практически «ушла» импортная техника, которая вытягивала очень большие суммы, измерять господдержку только в деньгах было бы неправильно. Приведу сухую статистику: в 2007 году хозяйства области приобрели 180 новых зерноуборочных комбайнов, в 2008-м — 350, в 2009-м будет на уровне 400 — 410 машин. По тракторам: 2006 год — 134 единицы, 2007-й — 285, 2008-й — 781, 2009 год — примерно 975 — 1000 новых тракторов. Да, меньше становится мощных, тягловых машин, потребность в них, как и в современных сеятельных комплексах, была почти полностью удовлетворена в первый год действия закона о господдержке. Но зато активно обновляется парк лёгких тракторов, которые также незаменимы в сельском хозяйстве.

Повторю главное: важно не останавливаться, продолжать модернизацию. Как бы ни было тяжело, но в будущем это обязательно отразится положительно.

Фотографии статьи
Андрей Альбах.