USD 107.1758 EUR 112.8019
 

«Мы в ответе за тех, кого научили»

Наталья ЗУБРИЦКАЯ. Фото Андрея БАУЛИНА.
Любовь Присмакина.
Любовь Присмакина.

Дело для нее было совершенно новым, кроме того, предстояло на месте старого дома-интерната построить новое здание. При этом надо было вести строительство таким образом, чтобы не пострадали быт и здоровье сотен живущих в интернате ребятишек, от которых в основном отказались родители. По словам Любови Николаевны, принимая трудное для себя решение взяться за эту работу, она поставила перед собой сверхзадачу: с первого дня создавать для умственно отсталых детей такие условия, чтобы они не остались изгоями, а смогли развиваться, трудиться и жить среди обычных людей. А теперь она говорит: «Мы в ответе за тех, кого научили».

Когда входишь на территорию этого дома-интерната, то здесь поражает все: современное здание, окруженное большим цветником, беседки, фонтаны, игровые площадки и спортивная зона с турниками, кольцами, беговыми дорожками, футбольным полем. Есть у ребят и свое подсобное хозяйство, где много лошадей, пасека, пруд с карпами и роскошный плодово-ягодный сад. Бетонная ограда вокруг интерната расписана веселыми картинками. Нам показалось, что поработал настоящий художник, однако вскоре выяснилось, что это сделал здешний воспитанник Коля Вапилов.

Четырехлетним ребенком Коля поступил в интернат и, как многие другие дети, не мог говорить и ходить, только ползал и плакал. Здесь его поставили на ноги в прямом и переносном смысле. Николаю Вапилову идет девятнадцатый год, он учится в училище лозоплетению. Закончив учебу, вернется в дом-интернат уже мастером и будет вести обучение в одной из мастерских при социальной гостинице. Ее оборудование идет в здании прежнего профтехучилища. Это здание можно назвать древним, но социальная гостиница для выпускников была так нужна, что Людмила Николаевна с ребятами рискнули взяться за его преображение (публикация о создании социальной гостиницы в номере за 14 октября). Спальни, кухня, прачечная, тренажерный зал уже готовы. Предстоит еще ремонт «второй очереди» — мастерских по лозоплетению, швейному и столярному делу.

Еще в 2000 году дети с такими тяжелыми диагнозами, как здесь, могли только мечтать научиться читать, писать, считать. «Необучаемых» выпускников интерната ожидал перевод во взрослый интернат для психически больных людей. Этот период парни и девушки переживали очень болезненно, кое-кто даже искал забвение в алкогольном дурмане. Сейчас ребята перед выпуском твердо стоят на своих ногах, умеют многое делать своими руками, поэтому их ожидает самостоятельная жизнь среди обычных людей. Часть из них останется в своем доме-интернате в роли штатных сотрудников.

Почему эти дети имеют врожденную умственную отсталость? Дело в том, что две трети родились в семьях хронических алкоголиков. Есть последствия родовых травм, краснухи и гриппа на плод при беременности. Тяжелые формы детского церебрального паралича. Заниматься такими детьми приходится все время, потому что часть из них не умела сначала даже сидеть, есть самостоятельно. Но приходит день, когда прежде не говорящий ребенок, которого «не слушались руки», сам пробует умыться и повторить за воспитателем слова: «Водичка, водичка, умой мое личико». За годы национального проекта «Здоровье» детям по квотам сделали почти два десятка сложнейших операций в НИИТО, и до этого скрюченные, не владевшие ногами, ребятишки пошли.

В зале для занятий лечебной физкультурой мы увидели жутковатую картину: ребенок с бледным личиком, тонкими, кривыми конечностями висел на тесемках так, что мог слабыми ножками касаться пола. Пятилетний Валя еще недавно мог только лежать. Теперь он научился сидеть. Здесь мы увидели, как он занимается на тренажере-вертикализаторе, стимулирующем функции ослабленных мышц, формирующем двигательные акты у детей, для которых движения затруднены или невозможны.

Когда сняли тяжи, на которых висел Валя, мальчик на ножках- соломинках, держа медсестру за руку, сам сделал несколько шажков. Нам пояснили, что малыш очень любит тренироваться, и кричит, протестует, когда его снимают «досрочно». Слова пока ему недоступны, но его торжествующий взгляд, когда удалось устоять и даже несколько раз переставить ноги, сказал всем, что он сознательно участвует в происходящем.

Второй год в доме-интернате существует иппотерапия. Здесь сразу четыре лечебных фактора: физкультура, массаж, теплолечение, потому что температура лошади выше температуры человека на полтора градуса. А еще — эмоциональное общение с животным, от этого, говорят, ребенок становится восприимчивее в общении с людьми, у него лучше развивается речь.

Настя, которую удалось сфотографировать во время тренировки на лошади, при поступлении в дом-интернат тоже не ходила. Ей была сделана операция, затем три года она проходила реабилитационное лечение. В результате начала ходить самостоятельно, теперь учится в школе. Владимир Чернов, инструктор по иппотерапии, специалист из школы олимпийского резерва, изучил методики восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом, с аутизмом.

Восстановительная и развивающая работа ведется по оригинальным авторским программам. Одно из ведущих средств реабилитации — творчество разного рода. Плетут из бисера, вышивают, ваяют скульптуры из соленого теста, создают аппликации из перьев, разных круп и макаронных изделий. Два года учителя общеобразовательной школы занимаются с воспитанниками дома-интерната. Это дело настолько новое, что в первый раз, когда к учителям обратились за помощью, их реакцией был испуг, недоумение. А потом удалось организовать школу прямо в интернате. Классы сформированы в зависимости от индивидуальных способностей, мы увидели, что на уроке арифметики занимаются вместе десятилетние и шестнадцатилетние ребята.

— У человека есть пограничная зона между больной частью мозга и здоровой. Если эти клетки задействовать, развивать, то они могут стать здоровыми. При этом надо усмотреть, какое у ребенка есть сохранное начало, — пояснила Любовь Николаевна.

Один из выпускников, например, уже пять лет работает столяром. У него на каждой руке только два пальца, нога на протезе, но он замечательный плотник. Надо поставить двери, окна — все подрядчики просят именно Сергея Хаваева.

Здесь есть по-настоящему звездные достижения. В феврале этого года Ира Коновалова и Саша Борисов защищали честь России и стали призерами на олимпийских соревнованиях по зимнему виду спорта — снегоступингу, — проходивших в США. На всероссийских соревнованиях Саша завоевал все медали: золотую, серебряную, бронзовую, а Ира стала золотым и серебряным медалистом. Теперь выдающимся спортсменам из интерната предстоят соревнования по легкой атлетике в Афинах.

В доме-интернате мы увидели, как радостно готовятся выпускники к переезду в социальную гостиницу на сорок с лишним мест. Девушки и парни несколько раз в неделю с преподавателем учатся готовить салаты, каши, осваивают несложную стряпню.

Создав социальную гостиницу, Любовь Присмакина собирается идти дальше — просить районную администрацию выделить недалеко от дома-интерната помещение. Мечтает создать поселение, где будут жить выпускники. Может быть, удастся присмотреть какое-то пустующее здание в Ояшинском совхозе. Каждый потенциальный житель поселения, по ее мнению, сможет с помощью друзей отремонтировать свою квартирку. Средства на материалы для ремонта искать не надо: на личных счетах каждого выпускника накоплено несколько сотен тысяч рублей. Какая-то часть этих денег пойдет на обустройство.

— В мастерских, которые у нас создаются, будем выпускать продукцию и затем продавать ее, — говорит о заветных планах Любовь Николаевна. — Поселение позволит хотя бы части наших выпускников жить недалеко от нас, потому что им все равно с нами лучше. Неизвестно, смогут ли они удачно устроиться в жизни, знаете ведь, как сейчас с рабочими местами. А тут они будут недалеко от школы-интерната. Конечно, станут жить самостоятельно, но мы как добрые родители сможем их поддержать в трудную минуту.

Фотографии статьи
Настя на коне!
Еще недавно Валя мог только лежать.