Приоритеты от кризиса не зависят
В ближайшие недели также откроется еще ряд объектов. Хотя в целом нынешний год получился для дорожников очень непростым. Как они справились с неизбежными последствиями мирового финансового кризиса, рассказали руководитель областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов и начальник территориального управления автодорог (ТУАД) НСО Константин Громенко.
Урезание бюджетов, сокращение рабочих мест, а то и вовсе прекращение работы предприятий, приостановление реализации крупных проектов — невесёлая, но, увы, уже привычная ситуация для 2009 года. Дорожники также не остались в стороне от всеобщих проблем, недополучив 20 процентов бюджета по сравнению с 2008 годом. Что особенно неприятно, учитывая, что несколько последних лет шел неуклонный прирост финансирования отрасли, а к хорошему, как известно, привыкаешь быстро.
— Общий объем финансирования на весь комплекс работ — содержание дорог, строитель- ство и реконструкцию — составил в этом году с учетом дотаций из федерального бюджета 8,5 миллиарда рублей, — сказал Николай Симонов, — что на 2,2 миллиарда рублей меньше, чем год назад. Есть ещё надежда, что цифры немного увеличатся, если поступят обещанные федеральные средства на продолжение строительства Северного обхода, но уровня прошлого года мы всё равно не достигнем. Глупо отрицать, что это существенно сказалось на работе подрядных организаций. Многие из них вошли в нынешний год с грузом кредитов и необходимостью выплачивать лизинг за приобретенную ранее технику. Но хочу сказать сразу, что в большинстве своем подрядчики очень достойно провели год и не пытались увеличивать объемы работ за счет снижения качества. Да и заказчики, в том числе и государство, в последнее время очень жестко и требовательно подходят к качеству выполняемых работ. 70 миллионов рублей, которые мы отсудили и взыскали с подрядчиков за невыполнение условий договора, говорят не только о проводимой работе, но и станут хорошим предупреждением на будущее. Когда финансирование не растёт и количество объектов снижается, именно качество должно выходить на первый план.
Кстати, областной бюджет старается не сокращать инвестиции в дорожную сферу. А вот федеральное правительство серьезно урезало объем дотаций. Все помнят широко разрекламированную программу «Дороги России», по которой муниципалитет Новосибирска в 2007 — 2008 годах получал по 1 миллиарду рублей. Но мало известен тот факт, что и на территориальные дороги Новосибирской области выделялось порядка 360 миллионов рублей в год. В этом году цифры сократились до 333 и 160 миллионов соответственно. Вот вам и 1,5 миллиарда в минусе. Но есть и хорошие новости — благодаря организационно-переговорной работе областных чиновников с Росавтодором почти не сократилось финансирование на содержание, ремонт и строительство федеральных дорог. Никто не отрицает, что это реально лучшие трассы в области, но нам удалось сохранить и Северный обход, который с открытием движения по новому мосту через Обь некоторые посчитали полностью построенным. На самом деле работы там продолжаются: в этом году, правда, преимущественно земляные работы, но в 2010 году будет построен очередной участок протяженностью 11 километров.
Что касается остальных, преимущественно областных денег, то в их расходовании произошло некоторое перераспределение. К сожалению, на территориальных дорогах пришлось отказаться от больших объемов строительства и реконструкции, но зато было добавлено в этом году ещё 300 миллионов рулей на содержание, в которое также входят планово-предупредительные ремонты.
Да, крупных объектов, так нас приободрявших совсем недавно, стало меньше, но 2 — 3 знаковых, приоритетных ежегодно будут запускаться. В этом году это уже упоминавшаяся эстакада на Кирова, в ноябре должна быть открыта развязка на разъезде Иня, завершился долголетний ремонт Ленинск-Кузнецкой трассы. Да и реконструкция Советского шоссе началась масштабно и будет продолжена несмотря ни на что.
— Кризис кризисом, но приоритеты остаются прежними, — подчеркнул Николай Симонов. — Это содержание дорог и выезды из города, то есть, места стратегические. В муниципальных образованиях упор делается на строительстве искусственных сооружений, прежде всего мостов, имеющих важнейшее значение для сообщения внутри области. Так, например, в 2010 году будет открыт новый мост через реку Омь в Куйбышеве, общая стоимость которого составит более 150 миллионов рублей. Окончательно мы об этом узнаем лишь с принятием федерального бюджета, но мы очень рассчитываем на первый миллиард рублей, который будет направлен на строительство третьего, Оловозаводского, моста.
— Я бы хотел добавить, — сказал Константин Громенко, — что вопреки всем трудностям нельзя забывать и про опорную сеть дорог, межрайонных трасс. К примеру, в августе этого месяца губернатор Виктор Толоконский распорядился выделить около 100 миллионов рублей на срочный ремонт 40 километров трассы Новосибирск — Павлодар в пределах Ордынского района. Эту дорогу республиканского значения сильно разбили за последнее время, но чуть более чем за месяц большой участок приведен в порядок. Уверен, что подобная тенденция сохраниться и в будущем. К тому же мы не собираемся отчаиваться и думать, что кризис затянется на долгие годы. Да, в 2010 году финансирование останется на уровне нынешнего года, что тоже неплохо. Но когда дела пойдут на поправку, в чем мало кто сомневается, мы будем к этому готовы. Сейчас своего часа дожидается большое количество проектов с полностью подготовленной документацией, были бы деньги.
И желание, хочется добавить. Мало того, что финансовые проблемы навалились, да еще и погода этим летом всячески препятствовала проведению дорожных работ. Главное же, что крупнейшие дорожно-строительные организации сохранили коллективы и настроение. Пускай свой праздник они встречают и не с бурной радостью, но наверняка со сдержанным оптимизмом и надеждой на лучшее будущее. Действительно, дороги — это не только стратегически важно, но и очень дорого. По словам Николая Симонова, сегодня один километр предполагаемого Восточного обхода Новосибирска уже стоит 290 (!!!) миллионов рублей. Но без дорог — супердорогих и щебеночных, но важных — не будет страны. А значит, впереди еще много работы и новых праздников.
Алексей БЕСПАЛИКОВ получил награду от Российского автотранспортного союза
На встрече председателя Новосибирского областного Совета депутатов Алексея Беспаликова с руководителями Российского автотранспортного союза ему был вручен нагрудный знак «Почетный работник Российского автотранспортного союза».
Президент Российского автотранспортного союза Михаил Козлов заявил, что в этой организации высоко ценят вклад Новосибирского областного Совета депутатов в разработку нормативно-правовой базы в сфере автотранспорта. В свою очередь Алексей Беспаликов отметил: «Российский автотранспортный союз хорошо известен в России. С ним считаются в правительстве страны, в Государственной думе. Мы обязательно будем с вами взаимодействовать».
Спикер регионального парламента рассказал гостям, что комитет областного Cовета по транспортной, промышленной и информационной политике возглавляет опытный депутат Сергей Титков. В состав этого комитета входит очень инициативный депутат — член правления Российского автотранспортного союза, руководитель Транспортного союза Сибири Валерий Ильенко. Именно поэтому новосибирские законодатели оперативно реагируют на все изменения в сфере транспорта, активно работают над улучшением транспортного обслуживания населения.
Президент Российского автотранспортного союза и его заместители приехали в Новосибирск для проведения совместно с Министерством транспорта РФ регионального совещания, в котором примут участие руководители автотранспортных ассоциаций и предприятий трех федеральных округов — Сибирского, Уральского и Дальневосточного. Как рассказал Михаил Козлов, одним из главных будет вопрос о необходимости создания саморегулируемых организаций в автотранспортной отрасли. Кроме того, участники форума намерены обсудить проблемы государственного регулирования деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом, а также ведомственную целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта.
Пресс-служба Новосибирского областного Совета депутатов.