Такая работа — читать, находить, помогать...
Олимпийского чемпиона по спортивной ходьбе Андрея Перлова и многократную рекордсменку мира Ольгу Криштоп на определенном этапе их карьеры также тренировал Александр Никитин. А всего виновник нынешнего торжества вместе с единомышленниками Виктором Швецовым, Цыреном Колхоновым и Ольгой Никитиной подготовил трех заслуженных мастеров спорта, 13 мастеров спорта международного класса, 23 мастера спорта, более 80 кандидатов в мастера…
— Александр Николаевич, мне тут недавно ваша характеристика на глаза попалась, где в числе всех ваших достоинств обозначено следующее: «Быстро анализирует информацию». А насколько это важно в вашей работе, какую именно информацию чаще всего вам приходится анализировать?
— Я тренер. И для работы мне требуется много разных сведений о моих воспитанниках, об их здоровье, режиме труда и отдыха. Скажем, студенты не всегда нормально питаются, не всегда высыпаются. И каждый раз возникает вопрос: какую дать им на сегодня работу? Темповую? Скоростную? Кросс? У них на лице, как правило, все «подсказки» написаны. Тренер же обязан всю эту информацию прочесть и грамотно проанализировать.
— А какими еще качествами, кроме умения «читать людей», следует обладать настоящему тренеру?
— Просто так взять и подготовить чемпиона в одночасье невозможно, надо сначала найти подходящий материал. А потом с ним работать, терпеливо его выращивать и также терпеливо наблюдать за процессом роста. Настоящий тренер — это выносливый, вдумчивый человек, способный разложить все по полочкам и последовательно, спокойно, как бы тяжело ни было, идти вперед. И еще. Все дружно аплодируют, радуются, когда спортсмен привозит медали. А когда он, допустим, заболел? Кто поможет? Вот у одного из моих учеников недавно была микротравма. И чтобы спортсмена сохранить, мне пришлось собственноручно создавать ему комфортные условия для лечения и реабилитации. Буквально брать его в свои руки и выхаживать.
— Работников искусства нередко спрашивают об их творческом кредо. А есть ли у вас кредо тренерское? Что главное в вашем методе воспитания?
— Есть спортсмен со своей психологией. И есть тренер — со своей. Главное — находить между ними общее, максимально сглаживать острые углы. Индивидуально подходить к каждому, постоянно наблюдать за человеком, подсказывать правильные шаги, вместе с ним искать наилучшие пути применения его природных данных. Один мой воспитанник очень хочет добиться определенных вершин в спорте. Но вот не дал ему бог… Говорю: займись ты тренерской работой, еще чем- нибудь — нет! Ставит себе нереальные планки. Приходится объяснять, что вообще можно сделать в данной ситуации, к чему пригоден он на самом деле. А это очень сложный, действительно творческий процесс. Важно ведь при любом раскладе не сломать человека, но аккуратно перевести его на более подходящие рельсы.
— Смотрю, Александр Николаевич, на вашем счету выдающихся девушек-спортсменок больше, чем представителей сильной половины человечества. Какова, если не секрет, специфика работы с теми и другими?
— Мужчины гораздо более строптивы, думают, что они самые умные, во всем хорошо разбираются. А женщинам некогда об этом думать — о методике, допустим, о технологии тренировочного процесса… Им напишешь план, скажешь, какие задачи выполнить, на каком пульсе, с какой нагрузкой — делайте, пожалуйста! Делают. Так что работа с девчонками у меня всегда как-то более гладко шла. Они лишний раз ничего не обдумывают, не вдаются в аналитику, в них больше доверия и преданности. А парни после тренировки за чаем соберутся — и начинается: у меня вот так на сей раз получилось, а у него вот этак, такой-то тренер своим сказал делать что-то еще, а почему наш этого не сказал? И так далее. У-у-умные!..
— Вы на тренерской работе 35 лет. Что-то принципиально изменилось за годы вашей карьеры в системе подготовки спортсменов?
— Советская система как таковая остается прежней, ее взяло на вооружение большинство стран мира. Вот книжка (достает с полки без малого в 700 страниц томик: «Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры», Москва, 1989 г. — Авт.) — тут все ясно, все внятно… Другое дело, нам в современных условиях, когда многие сетуют на нехватку средств, приходится изощряться, усиленно думать, перестраиваться… В этом плане стало, конечно, тяжелей. Теперь в основном все определяют деньги. Есть у нас факультет физкультуры и спорта в педуниверситете, но ведь выпускники его часто идут работать не по специальности. Потому что денег на этом поприще особо не заработаешь. Тут только политика государства может что-то исправить. И Дмитрий Медведев, и Владимир Путин всё правильно говорят насчет развития физкультуры и спорта в стране и оздоровления нации. Но пусть эта программа действительно реализуется! Пусть чиновники на нижестоящих инстанциях не препятствуют ее ходу. Однако вот эти рычаги, эта вертикаль исполнения сегодня у нас, мягко говоря, хромает. Я не пессимист, нет! Просто констатирую факт и надеюсь, что спортивное руководство Новосибирска и области все же обратит внимание на эту проблему. Ведь если не будут развиваться циклические виды спорта, главным образом легкая атлетика, то зачахнут и другие дисциплины. Тогда как для многих из них основой является именно она, неспроста именуемая королевой спорта.
— Это ясно. Александр Николаевич, а в детстве вы кем мечтали стать?
— Родился и вырос я в Чулыме. С двумя моими старшими братьями, Владимиром и Николаем, мы были не разлей вода — вместе хоть в лес, хоть на речку, хоть куда… Шел за ними тенью, этакой промокашкой! В трехлетнем возрасте благодаря им научился плавать. Проникся всем, что связано с водой, и решил стать капитаном дальнего плавания. После школы поступил в водный институт (ныне известный как Новосибирская государственная академия водного транспорта. — Авт.) Был штурманом, вторым помощником механика, работал на теплоходе. Диплом получил с правом выхода в море. Но… Теплоход-то маленький!
— То есть?
— Там особо не разбежишься, разве что вкруговую по палубе… А бегать тоже хотелось! Наконец сами обстоятельства поспособствовали окончательному выбору: я отслужил в армии, вернулся в Новосибирск, и меня пригласили работать в водный институт на кафедру физического воспитания. Подумал. Решил попробовать. И — понеслось!
— Кстати, еще учась в институте, вы сумели основательно раскрыться как спортсмен…
— Я был физоргом факультета. Во многих соревнованиях участвовал лично, в том числе в десятиборье. Естественно, мечтал чего-то добиться, стать хотя бы кандидатом в мастера спорта. Первый разряд выполнил в нескольких видах, включая футбол. Но! Выше первого бог мне пойти не дал. Вот и нашел я себя в тренерской работе. У меня самого были прекрасные учителя. Заведующий кафедрой, участник Великой Отечественной войны Николай Ананьевич Карпачев, например, быстро мне все необходимые навыки привил, когда я устроился преподавателем в институт. Виктор Иванович Швецов, который также работал в этом вузе, мне помогал. Хотя сам я был не подарок… А позже заочно окончил Омский государственный институт физической культуры.
— С Виктором Швецовым, заслуженным тренером РСФСР и СССР, который тоже из Чулыма, вы провели в мае этого года эксперимент, учредив собственные соревнования на своей малой родине. Ребята из разных точек Чулымского района собрались тогда в райцентре, чтобы принять участие в легкоатлетических забегах «на призы Швецова и Никитина». А что значат для вас эти старты, получит ли ваш великий почин продолжение?
— Генератором идеи был Виктор Иванович, я же разделил целиком и полностью его инициативу. Думаю, такие старты просто необходимы (подробно мы рассказывали о них в № 101 от 4.06.2009 г. — Авт.) Вспоминаю себя образца, скажем, 1965 года, когда я немножко окреп и начал выигрывать разные районные состязания — и в беге, и в лыжных гонках… Поддержки-то особой не было, даже грамот никаких не давали. Ну, пробежим и пробежим! Кто как сумеет. В буквальном смысле нами двигал спортивный интерес. Теперь иные времена, и надо прилагать усилия, чтобы заинтересовывать детей в этом деле. Надо устраивать организованные спортивные праздники, хоть какой-то призовой фонд обеспечивать. Мы также постарались это сделать. Привезли грамоты для победителей и призеров, медали, статуэтки… Я не привык отступать от цели, всегда стараюсь идти до победного. И на этой стезе хотелось бы сделать все возможное. Поднять легкую атлетику сначала в Чулыме, затем организовать такие соревнования с участием близлежащих районов и пойти дальше… Кстати, ряд районов уже проявил интерес к нашему «эксперименту» и готов на следующий год выставить свои команды.
Безусловно, все должно получиться. Действительно, если он что-то задумал, то воплотит идею максимально. Взять, к примеру, Сибирский фестиваль бега и его «гвоздь» — полумарафон-мемориал Александра Раевича, нашего легендарного тренера-земляка. О размахе и значимости этого события, которое в минувшем сентябре Новосибирск принимал в тринадцатый раз, можно уже и не говорить. Но вот напомнить, что инициатором его стал именно Александр Никитин, пожалуй, стоит. Просто сказал друзьям однажды: «А давайте...» Сказано — делается. Результат известен далеко за пределами Новосибирска и даже России всей. А Никитин между тем стал заниматься еще и с любительской командой. Представляете, приходят «чайники», по-современному говоря, которые порой сами себя боятся. Глядишь, через месяц-другой расправили плечи, с духом собрались и спокойно этак полумарафон пробежали. Ни больше ни меньше — 21,0975 километра! А иным из них уже и марафонская дистанция начала даваться. Есть у Никитина такое свойство — делать людей содержательней и выше, помогать им в свои силы поверить, открывать и превосходить себя…
С юбилеем, Александр Николаевич! Дальнейшего вам могущества и успехов, воплощения самых интересных идей, здоровья и новых достижений на марафонах жизни!