Работа в зеркале жизни
Лидия, представляющая аж три района Новосибирской области на областном этапе всероссийского конкурса «Почтальон года», — единственная участница, заявившая о себе посредством искреннего монолога в финальном испытании под названием «Визитная карточка». Глядя на энергичную и по-юному очаровательную женщину, трудно поверить, что уже много лет она трудится на непростой службе. Внушительная по объему сумка с вестями и весточками давно путешествует на её хрупких плечах по окрестностям трёх районов области — Убинского, Каргатского и Чулымского. Все эти районы находятся в ведомости Чулымского почтамта, где и работает Лидия.
— По площади эти районы занимают почти половину Новосибирской области, так что ответственность на мне огромная, — говорит Лидия Тарасова. — За всё время работы я ни разу не пожалела, что судьба связала меня с почтой. Очень приятно, когда в разных уголках тебя радушно встречают, называют кормилицей.
Действительно, почтальона по праву можно назвать кормильцем. Правда, учитывая специфику профессионального состава — на почте работают в подавляющем большинстве женщины, — скорее «кормилицей». И не только потому, что человек «с толстой сумкой на ремне» приносит на дом пенсию. Посещая каждый дом, он и выслушает, и порадуется за вас, и поплачет, и поможет добрым советом.
Лидия Тарасова:
— Для меня чужой человек как родной. Переживаю, например, как же бабушка, у которой я побывала, наколет дров. Вроде бы своих забот хватает, но по-другому я не могу! Вот недавно была на участке. Женщина проводила сына в армию. Приношу ей первое письмо от сына. Так она схватила меня за руку, волнуется, ещё не распечатала до конца письмо, а уже читает! Она плачет, а я волнуюсь вместе с ней. Потом долго рассказывала мне про сына — я как будто её жизнь прожила! У меня ведь тоже сын подрастает, пока в шестом классе учится, но, думаю, если он пойдёт в армию, также буду ждать почтальона и просить, чтобы он меня послушал!
Анна Григорьевна Лебедева, начальник отделения почтовой связи в Криводановке, проработала на почте 27 лет. По её словам, работа почтальона на сегодняшний день почти экстрим. Почтальон, отправляющийся доставлять корреспонденцию, как выразилась Анна Григорьевна, «идёт в никуда».
Об опасной стороне профессии среди почтальонов говорить не принято. Тем не менее факт остаётся фактом: почтовый работник никогда не был защищён, что в современных условиях проявилось особенно отчётливо.
Работая на почте много лет, Анна Григорьевна наблюдала, как меняются условия жизни и руководства разных уровней. Но жизнь стала опасной слишком быстро, чтобы описать этот процесс в его становлении. А ещё очень быстро поменялись люди. И Анне Григорьевне, как давнему работнику одной из самых коммуникативных профессий, это видно как никому.
— Совсем другие люди стали, — говорит Анна Григорьевна. — Вот приходит человек работать на почту, он ведь как автомат — никакой душевности, никакого интереса к людям! Раньше такого и представить было нельзя — с клиентами очень душевно общались.
Ещё одно явление, ставшее молниеносно новым признаком почтовой работы, — это значительное усложнение обязанностей рядового почтальона. Оплата счетов, за которую ещё не так давно отвечал оператор, теперь выпала на долю почтальона. В основном по той причине, что счетов стало больше. Ведь теперь это не только коммунальные услуги. Чего стоят хотя бы сотовая связь, интернет...
Анна Григорьевна:
— Усложнилась жизнь — усложнилась работа. Ведь почта — это сама жизнь, она отражает всё, что происходит вокруг. Бумажную работу можно бесконечно доводить до совершенства, поэтому даже дома держишь все дела в голове. Моё пожелание — оптимизировать бумажные почтовые обязанности. Это когда-нибудь произойдёт, потому что нагрузка на почтальона сейчас очень велика.
Пока во время предфинальной паузы на церемонии «Почтальон года» барабанной дробью стучали сердца девятнадцати участниц — таков состав претендентов на победу, — я поговорила с сотрудницей Новосибирского почтамта Еленой Викторовной Калабуховой, одной из организаторов конкурса. Какие перспективы у непростой и — что уж тут скрывать — невысоко оплачиваемой службы?
— Несмотря на то, что мы уже привыкли к современным средствам связи — СМС-сообщения, интернет, — письма мы писать не перестали. Иначе почему в праздничные дни увеличивается объём корреспонденции? В эти дни даже вводятся специальные железнодорожные маршруты, чтобы обработать всю праздничную почту. Я думаю, самые важные вещи люди говорят друг другу с помощью открыток и писем. Мы стремимся сохранить переписку, чтобы ее увидели наши дети. Ведь эсэмэску не сохранишь на долгое время. Поэтому значимость почты как была важной, так и остаётся.
И вот наконец объявлены победители, которые — внимание! — выходят в финал на уровне всей страны! Первое место присуждено Наталье Афанасьевой из Барабинского отделения связи. В чём же видит недостатки и достоинства своей работы лучший почтальон области?
Наталья призналась: с почтой её связывает какая-то незримая нить. Проработав в почтовом отделении несколько лет, она ушла с работы, но вскоре вернулась. «Не могу без того, чтобы пробежаться по домам, поговорить с людьми!» — признаётся победительница. Пожелание, в котором Наталья отразила негативный момент своей работы, состоит в том, чтобы уважительное отношение к почтальону стало нормой. «Работать приходится с разными людьми и сталкиваешься, конечно, не только с доброжелательными, — говорит Наталья. — Иной раз вслед услышишь такие слова, что долго не можешь прийти в себя».
А что вы ждали от работы, которая, по словам Анны Григорьевны Лебедевой из Криводановского почтамта, отражает саму жизнь? И, главное, может ли стать ненужной работа, которая хранит отражение жизни — какой бы эта жизнь ни была — в конвертах и сердцах почтальонов?