USD 80.0224 EUR 93.7094
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Труд — достойное занятие

Зоя ТЮРИНА. Фото автора.
131-18.jpg
131-18.jpg




Разговор начинаем прямо в автобусе:

— Не ругаете своих родителей, что послали вас деньги зарабатывать? Устаете, поди…

Со всех сторон посыпались протесты:

— Да при чем тут родители? Мы сами устроились.

— Я вот второе лето работаю. Сам покупаю, что надо. Матери, к примеру, подарок купил.

— И с чего уставать! Ну с непривычки первый день спина немного… того. А так все в порядке.

Провоцирую еще один всплеск благородного негодования:

— Но другие-то ваши ровесники в это время отдыхают, находят себе какие-то интересные занятия…

— А работа что, недостойное занятие?

Ну ясно: невольников в салоне нашего автобуса нет. Но в основном это трудящиеся-первогодки. Со всеми естественными трудностями, свойственными этому статусу. Наверное, и вставать утром тяжело, да и работать в поле — не в подъезде на гитаре бренчать. Но один плюс у членов бригады имеется однозначно — мотивация к труду. Действительно, никто их не гнал в поле, они сами трудоустроились, потому что заинтересованы (в той или иной степени) в заработке.

Накануне мы разговаривали с председателем кооператива «Сады Барабы» Надеждой Неволиной. Она рассказала, что отказалась от помощи школ. Это когда учеников привозили на поля кооператива как бы на летнюю трудовую практику. И учителя с ними, и работники сада, а работа шла через пень-колоду. Многие практику воспринимали, как развлекательную поездку за город, не больше. Да еще родители с контролем нагрянут: не велика ли норма, не перетрудились ли их чада. Мол, дома они и на свою-то дачу не ездят, а тут чужие люди заставляют спину гнуть. Странная психология, правда? Конечно, это их дело, кого они растят из своих деток, но кооперативу-то зачем тратить силы и время на перевоспитание?

А вот у подростков, которых посылает центр занятости, совершенно другой интерес. За счет труда они решают какие-то собственные проблемы (кому деньги нужны, кому проверка: потяну — не потяну), в любом случае результат им важен.

И кооператив ценит именно таких работников. Вот автобус для них купили, новый, комфортабельный.

Всю дорогу музыка, смех не смолкали в салоне. Но на подъезде к полю шутливые разговоры незаметно перешли в деловые.

— Каждый берет свой вчерашний ряд. Чтоб по-честному было.

— На обмен перчаток ни у кого нет? А то я что-то такие здоровенные взяла…

Парни первым делом «пристреливаются», прикидывают, к которому часу можно справиться с нормой. А девчонки без разговоров вступают в дело. Очень быстро продвигаются по ряду смородины Маша и Олеся Плетенус из школы № 47. Да и остальные не задерживаются на старте. Полют чисто, сорняки с отростками ягодника не путают.

Работу подростков организует звеньевая Нина Мищенко. Женщина улыбчивая, но строгая. Сказала — не отвлекать ребят от работы, я послушалась. Договариваемся, что заеду перед обедом, когда дневное задание будет выполнено.

А пока надо узнать условия, на которых работают здесь барабинские школьники. По времени это так: в поле мы приехали около 10 часов утра. В час дня все уже в автобусе и поехали домой. Выходные по календарю, а чаще по погоде. Как дождь, так отдыхают, но рабочим этот день не считается. В субботу тоже автобус подают, но тут уж по желанию. Хочешь наверстать пропуски из-за непогоды — работай.

И о возможности заработать. 1060 рублей за 24 рабочих дня выплачивает служба занятости, а в кооперативе — сколько заработаешь. Если ты ударник, вдобавок получишь от кооператива премию. В первой смене работал, к примеру, Борис Евлоев, ответственный, приученный к труду парень. Он всегда перевыполнял норму, потому по итогам смены будет расписываться и за зарплату, и за премию. В сумме должно получиться около пяти тысяч рублей. Хотя, как и все, работал по полдня.

Да, еще про один вид премии — ягоду. Даже если бригада занята на прополке, а не на сборе, все равно ей «причитается». И даже домой можно кулек увезти: родителей, сестер, братьев угостить. В жаркий день — поездка купаться. С ними обязательно отправляется кто-то из взрослых, обычно агроном. Так что гордость от самостоятельного труда удачно дополняется радостями обычного школьного лета.

…Через пару часов, когда вновь подъезжаю к деляне, половина бригады уже отдыхает в тенечке. Ведут неспешные разговоры, попивают водичку. А между тем из ягодных кустов то там, то здесь нагло торчат головы пропущенных сорняков. Или головы сорваны, а сами сорняки благодарно улыбаются лентяю. Но у Нины Ивановны особенно-то не забалуешь. Она подходит к компании с тетрадкой, выкликает фамилии филонщиков: «Встали и пошли подчищать огрехи, а то норму не запишу». Матери, наверное, сказали бы, мол, жарко, давай как-нибудь в другой раз. Но тут оговариваться стыдно, и все безоговорочно принимают урок честного труда.

Но есть примеры абсолютно взрослого отношения к труду. На соседнем участке работают двое семнадцатилетних. У них цель — сделать как можно больше, чтобы получить по максимуму.

Юрий Козлов учится в железнодорожной школе-интернате. Отец его погиб, мать одна поднимала двоих детей. Сестра Галина сейчас осталась без работы и от центра занятости устроилась на два месяца в садоводческий кооператив. 16 июня к ней присоединился Юрий.

От города поля кооператива недалеко — пять километров, они ходят пешком. В шесть часов встали — к восьми уже с тяпками в руках. Работники кооператива парнем не нахвалятся: норму выполняет полную, взрослую и с лихвой.

Деньги Юре очень нужны. Учится он хорошо, через год намерен поступать в один из омских вузов. Но семья малообеспеченная, так что на столь затратную поездку он должен заработать сам.
— В конце августа приходи собирать облепиху, — приглашает председатель кооператива. — Вот где настоящие заработки пойдут.

Сосед Юрия по ряду — Шамиль Ишмухаметов. Нынче закончил профтехучилище, получил профессию помощника машиниста, но вакансий в локомотивном депо нет. Решил заработать денег и поехать за профессиональной удачей в тот же Омск. Там, говорит, на железной дороге есть работа, кроме того, в этом городе имеются родственники, у которых можно на время остановиться.

Приятно общаться с такими целеустремленными молодыми людьми. Не тянут с родителей, не жалуются на судьбу, сами мостят каждую ступеньку жизненного пути.

Фотографии статьи
131-19.jpg