В ответе за все
...Знаю, что у него в Усть-Тарке есть самая что ни на есть современная заправка. В Табулге, это уже Чистоозерный район, еще одна. Закупает мясо у населения, разделывает туши и перепродает. Увозит туда, где за мясо дают хорошую цену. Бизнес есть бизнес, здесь ничего не попишешь. Обо всем этом уже как-то беседовал с Алексеем Геннадьевичем, память сохранила кое-какие сведения о роде деятельности этого энергичного и волевого человека.
Но чучела? Может быть, мой знакомый увлекается охотой, тем более что встреча наша проходила накануне открытия сезона охоты на водоплавающую дичь? Но сам хозяин решительно отверг мои предположения. Оказалось, что Суханосов прибрал к рукам бывший госпромхоз «Таежный», взял в аренду на сорок девять лет. Теперь это общество с ограниченной ответственностью «Сибириада».
В обществе — четыре егеря, которые строго следят за порядком на вверенной территории. Ее площадь 141 тысяча гектаров, из них тринадцать тысяч — озера, предмет особого пристрастия охотников и рыбаков. «Сибириада» также занимается заготовкой дров. У Суханосова самые разные станки для первичной обработки леса. Оформляй заказ, гони денежку и будут у тебя доски, брус, одним словом, все, что нужно для строительства.
И все-таки самый главный интерес вызвало у меня совершенно другое. Узнал от начальника управления сельского хозяйства района Анатолия Мухометинова, почему Суханосов стал еще и земледельцем, крупным латифундистом. Взял под свою опеку почти две тысячи гектаров пашни, расположенные в отдаленном селении Резино, которые не пахались, не засевались около двух десятков лет.
Резино — деревня многострадальная. Одно время ее присоединил к себе кооператив «Дмитриевский», затем передал угодья акционерному обществу «Козинское». Но и то скоро оказалось: не хватило мощи. Да и далеко Резино — за десятки верст. А сейчас козинцы предьявили предпринимателю иск, хотя никаких прав на собственность у них нет. Только Алексея Геннадьевича на пушку не возьмешь. Законы он знает хорошо, иначе бы не взялся за столь хлопотное дело.
В Резино, перед тем как создать «Сибириаду», провели общее собрание пайщиков — владельцев земли. Каждый из них добровольно передал свой надел Суханосову. Владелец может в любой момент передумать и взять надел обратно, но Суханосов привык доверять людям, и это его главное жизненное кредо. Меньшую часть земли, 850 гектаров, он позаимствовал из резервного фонда района. Может, попросили, в конце концов уговорили? Земли в районе пустует прилично и, наверно, на руководство давят сверху?
— В наше время, — говорит предприниматель, — никто и никого заставить не может. Тем более меня, вольного человека. А землей занимаюсь, потому что верю в нее. Если поставить дело с размахом и с умом, успех обязательно придет.
Да, размах у Суханосова еще тот... Он уже обзавелся техникой. Столько машин, сколько у него, не у каждого акционерного общества имеется. Купил сразу два «Кировца», вполне даже приличных, три «беларусика», массу сельхозмашин. Культиваторы «Лидер» — сразу четыре штуки, тяжелые бороны-дискатеры, зернопрессовые сеялки и многое другое. На мехтоку в Резино, которым командует Владимир Миллер, есть сушилка, зерноочистительные машины, два склада, весовая.
Урожай в этом году у предпринимателя замечательный. Двадцать центнеров зерна с гектара — это как минимум. Все от того, что давно брошенную землю вспахали, обработали боронами, запарили и семенами обзавелись не какими-нибудь, а первосортными. Алексей Геннадьевич побывал в ВАСХНИЛе и приобрел элитные семена.
В тот день, когда мы приехали к Суханосову, он очень торопился в Резино, где должны были ближе к обеду сеять озимую рожь. Уже пришла машина из Щебаков с протравленным и высококачественным зерном, уже собрались специалисты, но хозяин хотел лично побывать на поле, проконтролировать работу. К жатве Суханосов сумел купить и несколько зерноуборочных машин, в том числе комбайны вторичного лизинга.
Польза еще и в том, что теперь в Резино люди не будут бить баклуши и пьянствовать, а займутся благородным делом. Только механизаторов у Суханосова здесь восемь человек. А еще работники тока, специалисты. Но что особенно важно: к жизни возвращены пустующие заброшенные земли, которых по России насчитывается миллионы гектаров. Вокруг Резино теперь зреют нивы, стоит пшеница золотая и простираются вспаханные поля. И это там, где совсем недавно стоял метровый бурьян.