USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Новый лён

подготовили Светлана ПАХОМЕНКО и Сергей ДЯТЛОВ (фото).
179-40.jpg
179-40.jpg




Лен в этом году в районе отменный, хотя и выспел позже, чем обычно, из-за холодного лета.

— Столько лет я этой культурой занимаюсь, но такого льна в Маслянино на моей памяти не было, — радуется урожаю Михаил Григорьевич Порхачев, директор ЗАО АПК «Маслянинский лен». — Высокий, здоровый, чистый… У нас на 1600 гектарах ни одной соринки. А начинается качественный лен с хороших семян. Поэтому в первую очередь мы приобрели льносемстанцию. Успели спасти, хотя она подпала под банкротство. И уже в нынешнюю посевную не зависели от внешних поставок семян. Результат показало поле — отличный вырос лен!

Всё теперь своё на возрожденном предприятии: земля, техника, семена современных сортов льна, производственные линии. Тот самый непрерывный цикл, о котором мечтали здесь еще четверть века назад. Льноуборочная техника — отечественная, не уступающая лучшим западноевропейским (бельгийским и французским) образцам. На ней-то и будет заготовлено то сырье, на которое рассчитана запущенная в работу бельгийская перерабатывающая линия. И поле маслянинские льноводы, понимая определяющую роль сырьевой базы, традиционно считают заводским цехом № 1. Отсюда, от согретой трудом земли, начинают исполняться их самые смелые планы.

— Мы хотим получать не только волокно, как раньше, на старых заводах, а наладить глубокую и гораздо более полную переработку льна, — рассказывает Михаил Порхачев. — Делать, например, экологически чистый утеплитель из хорошо очищенного короткого волокна, который сейчас очень востребован и в России, и в Европе, так как используется в строительстве, производстве мебели, автомобилестроении.

Но даже и просто волокно, которое выпускает сейчас новая линия «Маслянинского льна», отличается от продукции старых заводов. И по качеству — гораздо более высокому, и по ассортименту. Имеется в виду волокно длинное, то, что идет на изготовление ткани. Спрос на него при должном качестве достаточно велик, что, впрочем, не мешает маслянинцам просчитывать более эффективные варианты переработки — вплоть до организации собственного целлюлозного и текстильного производства.

Короткое же волокно на большинстве предприятий шло на паклю и востребовано было преимущественно строителями. Стоит ли говорить о том, как упал спрос на этот товар с началом экономического кризиса? Да и современные строители все чаще отдают предпочтение не обычной пакле, а импортной нетканой утепляющей ленте (произведенной, кстати, из того же льна, но гораздо более технологичной). Имеет ли смысл с трудом находить покупателя и за гроши продавать короткое волокно? Невыгодно это, потому и пошли маслянинцы по другому пути. Переломить ситуацию, наладить глубокую переработку короткого и длинного волокна, вывести сибирский лен на новый рыночный уровень — одна из главных задач возрожденного завода.

— Маслянинский район — один из наиболее динамично развивающихся районов области. Именно поэтому для района очень важно восстановление и дальнейшее развитие производства льна, которое имеет высокую рентабельность. Приобретение современного оборудования и ввод новых мощностей на заводе позволит выпускать продукцию высочайшего качества, — такую оценку дал новосибирский губернатор Виктор Толоконский, который лично присутствовал на открытии «Маслянинского льна». — Особое значение имеет производство тонкого волокна, которое является готовым сырьем для текстильной промышленности.

Восставший из разрухи завод восстанавливали практически своими силами: от строительных работ до монтажа и наладки оборудования. Приблизительно половина нынешних работников — это старые кадры предприятия, остальные рабочие места заняли новенькие. В том числе и молодежь, для которой переработка льна после автоматизации производства стала куда более привлекательной профессией, чем раньше. Это на заводе считают дополнительной точкой роста наряду с повышенной эффективностью обновленного производства.

— Мы в четыре раза можем повысить производительность, — считает директор МУП «Маслянинский льновод» Владимир Зайченков.

— Притом, что и выход длинного волокна увеличивается практически вдвое. Это дает возможность людям больше заработать. И условия труда изменились к лучшему — еще один фактор привлекательности для молодых кадров.

Покидая оживший завод, задаю его директору последний, совершенно непроизводственный вопрос:

— Михаил Григорьевич, вы были свидетелем былого расцвета маслянинского льноводства, а затем с болью в сердце видели его упадок… Сейчас всё возрождается. Что у вас на душе и на сердце?

— Когда на моих глазах все стало рушиться, было и больно, и обидно. И когда новый глава района пригласил и предложил возродить маслянинский лен, я, конечно же, согласился. Трудно было возвращать к жизни заросшие березником поля. Увозил туда бригаду к шести утра, привозил в девять вечера. И гербицидами обрабатывали многократно, и бороновали, и прикатывали… Но получилось же! И этим я доволен — значит годен на что-то и работал не зря.

Фотографии статьи
179-41.jpg