Сергей ШВЕЦ:
Лес — это богатство, с которым надо работать
— В Швеции лесных пожаров не бывает, там так густо люди живут, что и костер развести негде.
Германские леса через каждый квадратный километр прорезаны брусчаткой, а у нас в отдельных массивах не то что дорог, даже направлений нет.
В Европе тепло: дерево круглый год растет и спелости достигает через 40 лет, а у нас — через 120 лет, потому что холодно ему восемь месяцев в году.
Спрашиваю о разнице в подходах к природе, в ответ:
— Да никакой разницы, все любят природу. И у нас, и у них. Только вот у нас белых грибов у населенных пунктов уже не найдешь, а у них возле Берлина их полно. Им сказали: нельзя тут собирать, никто и не собирает. У нас скажешь: нельзя костры разводить на сушняке, разводят все равно. У них «орднунг» (порядок), а у нас — милосердие. Каждый силен по-своему, выходит.
Сергей Михайлович одним из итогов милосердного отношения к лесу и профессиональной самоотверженности коллектива лесхоза считает такой факт:
— Можно сказать, за всю более чем 60-летнюю историю предприятия нам удавалось сберечь от пожаров наши леса. Послушаешь, как горят тысячи гектаров, не по себе становится. У нас тоже много гостей, природа-то, видите, тут какая — красота, вот и едут. Приходится все методы использовать: и прямые убеждения, и аншлаги везде понаставили, и местных жителей просим, чтоб следили...
Великолепия ленточного бора тут отмерено богато, Обь хранит им свои берега, а чуть дальше от них идут березы, осина. 100 тысяч гектаров — таковы владения лесхоза. Как он им распоряжается? Тут, как говорится, есть варианты, и они успешно используются в области. Можно сдать в аренду лесные массивы, чтобы задачи по их рубке, восстановлению, уходу передать временному хозяину. Можно и своим коллективом трудиться на «зеленом поле». Но для этого нужно, конечно, располагать и профессионалами-специалистами, иметь материальную базу, средства — словом, полный комплект для ведения хозяйства.
Дубровинцы выбрали второе, выиграли тендер и теперь на 49 лет вперед видят перспективу и для себя, и для своих детей. Это единственный в области лесхоз, который весь комплекс работ ведет собственным коллективом.
То, о чем еще другие говорят как о желаемом развитии, тут уже есть — глубокая переработка древесины. За счет этого село богатело, строилось жилье, соцкультбыт, и люди всегда имели работу. На сегодня ее с полным правом можно назвать высокооплачиваемой — средний заработок за девять месяцев текущего года превышает десять тысяч рублей. И это не считая так называемых косвенных доходов — дешевый детский садик, дрова, другие сельские «бонусы», укрепляющие семейные бюджеты дубровинцев. Школа, больница, водоснабжение, хорошие дороги — все это годами создавалось для того, чтобы село стало не просто благополучным, но родным домом, в котором тепло и уютно жить всем. Дубровинский лесхоз ежегодно тратил на эти цели почти по миллиону рублей.
Перечислением всех благ можно утомить читателя, потому сконцентрируемся на таком вот факте, который проясняет управленческий принцип генерального директора Дубровинского лесхоза Сергея Швеца.
Никто бы не осудил руководителя за то, что он сжигает дрова в производственной котельной — ежегодно полторы тысячи кубометров. Это норма. Нормой для многих перерабатывающих предприятий стали и завалы опилок.
Сергею Михайловичу эта проблема не давала покоя. И вот наконец она разрешилась: узнал, что на Алтае есть технология использования опилок в качестве топлива. Там же и заказали специальный котел, который окупил затраты всего за год. В целом экономия доходит до миллиона в год, если сравнить потери всех прежних ресурсов.
Много поводов для довольства у руководителя Дубровинского лесхоза: поддержка областного руководства чувствуется — губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский трижды приезжал в лесхоз, и наградами не обходят.
Вся продукция славится качеством, а потому в рекламе не нуждается.
Крепкая материально-техническая база, люди держатся за работу, приводят и детей своих. Так, во втором поколении трудятся здесь уже семьи Дуремановых, Кожемякиных...
Растут-подрастают новые леса — по сто и более гектаров ежегодно здесь высаживают молодняка разных культур. Ухоженный лес благоухает грибными и ягодными ароматами. Но чтобы нас охватывало чувство блаженного покоя в таких местах, лесоводам приходится много работать. И Сергея Михайловича природа не расслабляет — это его работа, а потому не покидает его чувство тревоги. И он снова и снова говорит о проблемах, о конфликте интересов, которые «везде против нас», о сути смены названий: были лесники, стали лесоводы...
И тут беседа прерывается: в кабинет вбегает внучка Полинка — обняла деда, поцеловала, повернулась и снова бегом по своим немаловажным делам. Словно свежим ветерком потянуло и как-то подкрепилось уже теплившееся чувство, что все устроится, все будет хорошо на этой земле.