USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Храня память о Маэстро

Татьяна ШИНДИНА. Фото предоставлены автором.
171-33.jpg
171-33.jpg



К 85-летию Арнольда Михайловича Каца


Восемнадцатого сентября ему исполнилось бы 85 лет. Перечисляя его звания и награды: кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней, кавалер ордена Петра Великого I степени, лауреат Государственной премии России, народный артист СССР, профессор, почетный житель Новосибирска, хочется прежде всего сказать, что он Мастер, создавший и взрастивший великолепный коллектив и тем самым поставивший Новосибирск в ряд самых культурных городов России.

Арнольд Михайлович родился в 1924 году в Баку. Учился игре на скрипке в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории, затем в Ленинградской государственной консерватории. В 1947 году одновременно с занятиями на оркестровом факультете он поступил в класс легендарного дирижера профессора Ильи Александровича Мусина и окончил консерваторию как дирижер в 1951 году.


Не стоит сейчас еще раз перечислять места его работы до 1956 года — это было время поиска, как и бывает в жизни каждого молодого специалиста. А вот то, что он принял предложение создать симфонический оркестр в Новосибирске как принципиально новый коллектив, стало началом самого значительного этапа в музыкальной культуре Сибири. Тогда, разумеется, ни он и никто другой не знал, что время его жизни в Новосибирске назовут эпохой Каца, но это произошло.

Когда новорожденный оркестр сыграл первый концерт в Новосибирске (концертную деятельность он начал как коллектив региональный, в начале октября 1956 года совершив поездку по Алтайскому краю и городам Кузбасса с участием дирижера Кирилла Кондрашина и пианиста Эмиля Гилельса), рецензент отметил: «С большим успехом прошло 14 октября открытие симфонического сезона в Новосибирске. Концертный зал оперного театра никогда еще не принимал такого количества публики. Была исполнена Десятая симфония выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича. Оркестр под управлением А. Каца выразительно сыграл это сложное, изобилующее трудностями крупное произведение».


Включение в программу Десятой симфонии Шостаковича предопределило одну из ведущих, «сквозных» линий репертуара. Творчество великого русского классика XX века заняло почетное место в исполнительской деятельности оркестра, а Кац стал одним из лучших интерпретаторов его произведений.

Когда на втором году жизни оркестр поехал в Москву, московский критик написал: «А. Кац, энергичный, волевой и темпераментный дирижер, судя по всему, хорошо «слышит», обладает развитой мануальной техникой (дирижирует он без палочки), правда, иногда он несколько злоупотребляет этой техникой, хочется пожелать ему больше сдержанности (может быть, лучше сказать: меньше горячности) за пультом». (Кстати, нашей новосибирской публике всегда импонировал темперамент Маэстро.)


Через несколько лет Арнольд Михайлович вновь вывозит свой оркестр в столицу, и как меняется тон рецензий! Все поняли: новосибирский оркестр — это очень серьезно. Журнал «Музыкальная жизнь» отметил: «Новосибирский симфонический оркестр — коллектив высокой исполнительской культуры, постоянно растущий и совершенствующийся. Звучание всего оркестра и его отдельных групп, их скоординированность в ансамбле, интонационная чистота (что особенно приятно отметить у медных), техническое мастерство оркестрантов и солистов находятся на уровне самых современных требований. И оркестру, и дирижеру под силу сложные исполнительские задачи. Убедительным примером решения таких задач явился концерт, в программу которого вошли «Симфонические танцы» Рахманинова и Десятая симфония Шостаковича... Трактовка «Симфонических танцев» новосибирцами отмечена мужественной патетикой, сосредоточенностью чувств... В Десятой симфонии Шостаковича дирижеру и оркестру также удалось достичь единой направленности, единого дыхания...

...Собрание самых лучших инструменталистов еще не является оркестром и никогда им не станет, если коллектив не возглавит достойный своего поста художественный руководитель и главный дирижер. Если отличные новосибирские музыканты всегда играют так, как они играли в отчетных концертах в Москве, то это прежде всего заслуга дирижера Арнольда Каца ...Вместе с тем общение с хорошими музыкантами, естественно, отразилось и на творческом облике талантливого дирижера. Он также рос вместе со своим коллективом. Арнольд Кац продемонстрировал убедительную и впечатляющую трактовку Десятой симфонии Шостаковича, очень высокую исполнительскую культуру».

Общеизвестно, что лицо, а во многом и судьбу коллектива определяет руководитель. С первого дня на протяжении чуть более пяти десятилетий во главе Новосибирского академического симфонического оркестра стоял талантливый, обладающий огромной волей музыкант, высокообразованный человек, четко представляющий цель и умеющий ее добиться — так коротко можно сказать об Арнольде Михайловиче Каце. Таким же общеизвестным фактом является то, что биография любого оркестра во многом определена репертуаром, его качеством и разнообразием. Рассуждая на эту тему, А. М. Кац выдвигал три принципа отбора произведений. Он говорил по этому поводу: «Во-первых, надо играть то, что способствует творческому росту коллектива, расширяет его художественные горизонты (в том числе и за счет новой, ранее неизвестной музыки). Второе. Я учитываю в известной мере интересы, запросы широкой слушательской аудитории. И, наконец, третье. Музыка, которую я исполняю, должна быть близка мне лично. Должна пробуждать во мне более или менее сильный эмоциональный отклик. Я должен захотеть ее сыграть... Никогда, даже в самые суровые времена идеологического прессинга, я не играл то, что считал музыкальной макулатурой».

Еще в начале 60-х гг. вслед за Геннадием Рождественским в Москве Арнольд Кац исполнил со своим оркестром в Новосибирске и с рижским в Риге Вторую симфонию Родиона Щедрина. Тогда же он сыграл Вторую (Полифоническую) симфонию Арво Пярта. По мере появления Новосибирский оркестр представлял своим слушателям симфонии Тищенко, Слонимского, Шостаковича.

Новосибирская публика благодаря Арнольду Кацу слышала все симфонии Шостаковича и Прокофьева, Концерт Альбана Берга для скрипки с оркестром (солист Л. Коган), Концерт Бенджамина Бриттена для скрипки с оркестром (солист М. Лубоцкий) и его же Симфонию-Реквием; «In memoriam» и Концерты Альфреда Шнитке для фортепиано, для скрипки, для альта, для виолончели (солистка Н.Гутман), его же Concerti grossi для двух скрипок, для скрипки и виолончели; «Offertorium» Софьи Губайдулиной (солист О. Каган), Третью симфонию Авета Тертеряна, «Записки сумасшедшего» Юрия Буцко, сочинения Оливье Мессиана и еще многое другое. А в сентябре 1994 г. в Саарбрюккене и Франкфурте А. М. Кац исполнил мировую премьеру: «Литургию о Христе» Эдисона Денисова.

Для того чтобы своя собственная, новосибирская, аудитория была также в курсе мировых музыкальных событий, которые можно было бы продемонстрировать в течение сжатого отрезка времени, например, на протяжении двух-трех недель, Маэстро решил организовать фестиваль в Новосибирске. Мысль об организации своего фестиваля всегда занимала Арнольда Михайловича. В 80-е гг. она была реализована в фестивале «Новосибирская осень». Помимо симфонического оркестра, в нем участвовали и другие коллективы филармонии, педагоги консерватории, солисты академического театра оперы и балета, оркестр русских народных инструментов под управлением Владимира Гусева и др.

Однако наиболее полно и цельно эта идея воплотилась в организации, начиная с 1984 года, ежегодного фестиваля «Классика и современность», «фирменного» фестиваля Новосибирского симфонического оркестра, который прожил более 20 лет.

В его наименовании отражена суть исполнительской концепции коллектива и его руководителя, направленной на равное внимание к творчеству композиторов прошлого и на музыку XX века (теперь уже — ХХI века). И название «фирменного» абонемента — «Классическое наследие и музыка ХХ — ХХI веков». Здесь в едином пространстве и времени замыкается музыка Перголези, Моцарта, Дворжака, Брамса, Рахманинова, Хиндемита, Гершвина, Шнитке, Мессиана, Чайковского, Губайдулиной, Малера и многих- многих других — всех перечислить невозможно.

Оркестр занял достойное место в ряду лучших симфонических коллективов своей страны, получил известность за рубежом. География гастролей оркестра включает города России, самые престижные российские залы и, начиная с 1970 года, — Болгарию, Югославию, Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Италию, Испанию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Финляндию, Францию, Швейцарию, Японию.

Под управлением Арнольда Михайловича Каца были сделаны записи на фирме «Мелодия», записано 11 дисков, исполнены все сочинения сибирских композиторов. Арнольд Михайлович Кац был первым дирижером, с которым играли талантливые новосибирские дети, ставшие впоследствии мировыми знаменитостями. Его идеи подчас казались невыполнимыми, но он умел сделать их воплощение реальным. Всё, что происходило в жизни оркестрантов за пределами концертного зала, также волновало Маэстро. Его необыкновенный магнетизм, воля, темперамент, талант, артистизм захватывали коллег и тысячи слушателей.

«Опытный и талантливый, дирижер большого лирического и драматического дарования, несравненный аккомпаниатор, ум и врожденная интуиция, дирижер-виртуоз, зачинатель симфонической культуры на востоке страны, маститый дирижер», — лишь ничтожно малая часть слов, сказанных и написанных о Маэстро.

Его творческие успехи отмечены званиями и государственными наградами. Его главное достижение, смысл всей жизни — Новосибирский симфонический оркестр. За 50 лет под его руководством было исполнено почти пять тысяч концертов. Музыка разных эпох и стилей все это время доставляла радость творчества музыкантам и эстетическое наслаждение слушателям.

Для А. М. Каца всегда была важна целенаправленность воспитания оркестрового музыканта. Именно поэтому в 70 — 80-е годы он взял на себя обязанности руководителя симфонического оркестра консерватории, поставив перед собой и студентами цель — предельно приблизить принципы его деятельности к работе профессионального коллектива: он ввел ежедневные репетиции, жесткие требования к дисциплине, поставил сложные профессиональные задачи. Этот опыт оказался перспективен и дал серьезные результаты, поскольку музыканты приходили в профессиональный симфонический оркестр, уже владея навыками игры в оркестре и осознавая себя частью общего «организма». Следует отметить и еще одну грань реализации творческих возможностей музыкантов. Особенно заметно проявляющуюся в последние годы, она связана с формированием внутри оркестра новых художественных коллективов: Концертного духового оркестра, ансамбля солистов «Новосибирская камерата», художественным руководителем которых был А.М. Кац, квартета «Филармоника». «Мою задачу, — говорил Арнольд Михайлович, — легко сформулировать: я всегда стремился воспитать высокопрофессиональных музыкантов, требуя от них невозможного».

С 1957 по 2004 год Маэстро преподавал в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Это были золотые годы факультета оперно-симфонического дирижирования консерватории. Из класса профессора Каца вышли лауреаты различных конкурсов, работающие в России и за рубежом художественные руководители и главные дирижеры симфонических оркестров и оркестров оперных театров.

Безусловно, Маэстро работал и как гастролирующий дирижер: несколько раз в качестве главного дирижера работал с Российско-американским молодежным оркестром, неоднократно концертировал в Дании, Бельгии, Швеции, Германии, Великобритании, Норвегии, Японии, Израиле, Люксембурге, Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Южной Америке, Греции, Швейцарии, Франции. И жизнь его оборвалась на гастролях в Пекине во время репетиции с оркестром.

Он мог быть театральным дирижером — до сих пор помнятся его постановки в Новосибирском театре оперы и балета оперы Прокофьева «Война и мир», балетов Глазунова «Раймонда» и Чайковского «Спящая красавица». В Малом оперном театре (Санкт-Петербург) Арнольд Михайлович ставил оперу Верди «Трубадур».

Лучшие музыканты мира считали за честь выступать с Маэстро Кацем: С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, М.Ростропович, Л. Коган, Б. Давидович, Ю. Ситковецкий, Я. Флиэр, Г. Кремер, Д. Шафран, Д. Башкиров, Н. Петров, О. Каган, Н. Гутман, Ю. Башмет, М. Плетнев, В. Спиваков, В. Третьяков, Г. Соколов, М. Венгеров, В. Репин, Ф. Кемпф, Н. Луганский, Д. Мацуев...

Его не стало, и утрата эта очень горька. Но останавливаться и жить только прошлым нельзя, и оркестр, пережив невозвратную потерю, пошел вперед — под руководством своего нового главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса. Храня память о Маэстро, давшем ему жизнь и взрастившем его...

Фотографии статьи
171-37.jpg
171-34.jpg
171-35.jpg
171-36.jpg