Хоть и партнеры подводят...
А Павел Евстафьевич, боясь ответственности, долго не соглашался, но в конце концов набрался смелости, и отделение состоялось. Теперь это сельскохозяйственный кооператив «Розентальский».
Размежевание пошло на пользу. Удивительное дело, но и колхоз «Победа» (теперь это тоже кооператив) быстро идет на поправку. Может, сказалось то, что больше надеяться, кроме как на самих себя, было не на кого, может, дело в новом руководстве? В «Победе» толковый председатель, и хозяйство, несмотря на экономический кризис, быстро идет на поправку.
Что же касается розентальцев, то они фактически удвоили производство. Если девять лет назад крупнорогатого скота было в пределах трехсот голов, то сейчас только в дойном гурте столько, а со «шлейфом» молодняка более семисот.
В бригаде были всегда высокие надои, но не стояли на месте и другие хозяйства. В Новомихайловке да в Рождественке уже вплотную приблизились к сорока центнерам. А в Розентале в прошлом году лучшая доярка Наталья Идион получила по 32 центнера от фуражной коровы. Принимаются срочные меры по росту показателей. Дойное стадо пополняется высокопродуктивным молодняком. Это дает свои результаты. Надои в июне — июле превышали тринадцать литров молока от коровы в сутки.
Наметился рост и в полеводстве. Если в 2000 году яровое поле было всего 1200 гектаров, то ныне в нем более двух тысяч. Только основной продовольственной культуры — пшеницы — тысяча гектаров, триста — пропашных, двести сенажных — овес с горохом, остальное — овес с ячменем на фуражное зерно.
Чем постоянно гордятся розентальцы и сам Василенко: до весны нынешнего года кооператив жил без кредитов. И только недавно решился председатель на отчаянный шаг: взял три миллиона на покупку нового трактора «Т-150» и культиватора к нему. Как ни береги технику, но она все равно стареет, резко повышается расход на запчасти и горючее, которого «съедается» гораздо больше нормы. Но и этого кредита не было бы, если бы не подвели партнеры, резко опустившие цены на молоко. Так что винить надо все-таки кризис, который добрался и до самых отдаленных уголков России.
Тем не менее в Розентале умеют считать копеечку. Бригадир обязательно расскажет, как в прошлые годы грубые корма возили на ферму по глубокому снегу двойной тракторной тягой, а с прошлого года стали выполнять эту работу одновременно со скирдованием на лугу.
Тракторист Сергей Жуков на МТЗ-80, подцепив тележку, управляется вслед за косарями и стогометчиками, доставляя сено на фуражный склад. Правда, с горючим в эпоху кризиса тоже беда. Вовсе не оттого, что его нет на складах, а потому что у покупателя отсутствует «наличка».
— Мы в прошлые годы,— рассказывал Павел Евстафьевич, — уже к концу марта создавали годовой запас солярки и бензина. А нынче все пошло кувырком.
Снова ругает партнеров, которые задержали денежные выплаты за молоко. Нынче все как в «лихие 90-е». А молочники свою линию гнут: не могли вовремя реализовать вашу продукцию. Василенко этому не верит. По его мнению, деньги просто-напросто «крутили», делая из них новые деньги.
Есть парадоксы, как это ни странно, и в самом кооперативе. Экономист Галина Кузьмина представила сведения о зарплате. Механизаторы в прошлом году в среднем за месяц получили по одиннадцать тысяч, доярки — чуть более пяти, а скотники и того меньше — в пределах четырех.
«Скотников мы сильно обидели», — смущенно скажет Василенко, но тем не менее тенденция остается примерно такой же и нынче. Однако любопытно другое. В прошлом году выручка от реализации продукции животноводства составила десять миллионов рублей. От продажи молока — шесть с половиной, мяса — более четырех. А от зерна, которое выращивали высокооплачиваемые механизаторы, не получили ровным счетом ничего. Пшеница почти год пролежала на складе и реализовали ее только в мае — июне нынешнего года.
Но Василенко и этому рад. Раньше у кооператива даже склада не было. Зерно хранили на прирельсовом элеваторе, где их немилосердно обжуливали партнеры. Не было бы счастья, да несчастье помогло: обанкротился сосед — акционерное общество «Ускюльское». Розентальцы выкупили у них по смешной цене ангар.
Но отчего такой перекос в зарплате? Василенко и Кузьмина в один голос твердят: каждому по трудовому вкладу. Может, они и правы. В Розентале нет проблемы с механизаторскими кадрами. Средний возраст трактористов и комбайнеров — сорок лет. И работают они отменно. Александр Кирдяшов в прошлом году вспахал тысячу гектаров зяби, а нынешней весной засеял их пшеничкой. Это не «ленивка», говорил он, не плоскорезная обработка, урожай будет, только бы погода не подвела.
Роман Кузьмин, с которым мы беседовали в ремонтной мастерской, выращивает пропашные. У него колесник МТЗ-80. Зиму работал с грейферным погрузчиком в животноводстве, а уж летом сразу на свой участок.
— Люблю поле,— с веселым оживлением говорил он. — Летом корма выращиваю, зимой скармливаю скоту.
Особых обид на зарплату от животноводов тоже не услышали. Обиды, если так можно выразиться, гасят зерном, которое можно купить в кооперативе по себестоимости и даже ниже. Держи на частном подворье скот, выравнивай неравенство в зарплате своими силами. Потому нет текучки кадров и в животноводстве. Люди дорожат рабочим местом и уезжать из Розенталя никуда не собираются. Хорошо там, где нас нет, говорят они.
Недавно Василенко было сделано интересное предложение: взять на буксир объемный сельхозкооператив «Уральский». Павел Евстафьевич долго думал, но в конце концов согласился. За эти десять лет окреп, возмужал, набрался хозяйственного опыта, а это верная гарантия того, что и новый тяжелый воз ему по силам.