Вышивка. Крестиком проще?
Хотя в двух работах на один и тот же сюжет, но под разными названиями — «Замок Шатто» (Т. Кизюк) и «Замок леди» (Л. Грибова) — можно почувствовать совершенно разное настроение. В одном (работа Т. Кизюк) чувствуется радость и счастье бытия. А в другом — запустение и безысходность. Я не уверена, что автор специально планировала добиться настроения минора у зрителей. Возможно, это получилось спонтанно, потому что именно так был укомплектован набор. (Как известно, наборы ниток для вышивания продаются в комплекте с сюжетом.) Ясно другое: самостоятельный выбор цвета — это важная часть творчества, за которой стоит индивидуальность мастера. Человек же, предпочитающий собственному выбору то, что ему предложили, может считаться хорошим исполнителем, но вряд ли — творцом. Казалось бы, всего лишь блеклые мулине и непрорисованные детали, но это «всего лишь» мешает наслаждаться и «быть в диалоге» с этой, пусть и минорной, вышитой картиной.
Очень интересны работы Натальи Комовой «У окна» и «Цветочный дворик» — так напоминает родную и забытую вышивку гладью из детства. Да и сами сюжеты те же, что часто можно видеть из своего окна.
Представлено входящее в моду направление вышивка лентами. Очень интересна работа В. Ясаковой «Мой сад». Греют душу вышивки Н. Шишкиной «Медведи в сосновом лесу» и «Пейзаж». На её картинах — сюжеты, любимые и известные многим поколениям россиян. Мастер очень удачно воспользовалась тем, что её фамилия совпадает с фамилией художника-классика.
Н. Николаева вышивает с использованием бисера. Направление удачное. С одной стороны, оно помогает взглянуть по-новому на уже привычную технику крестика. С другой — возвращает к истокам родной культуры. Потому что в России вышивание бисером было популярно. Жаль, что на выставке мастер ограничился только темой фруктов.
На мой взгляд, обидно, что основная масса представленных на экспозиции работ — это европейские схемы, добросовестно вышитые, но… души в них нет. Есть яркие картинки для оформления интерьера. А ведь сейчас и в вышивке можно проявить индивидуальность, внести свою изюминку. Можно взять интересную фотографию на любую тему, с помощью компьютерной программы (да-да, современному мастеру без владения компьютером уже не обойтись) перевести её в схему для вышивки, самой подобрать нитки. Это сложнее, но это индивидуально неповторимо. И это действительно творчество.
В этом смысле советую обратить внимание на фотографию работы, где (опять-таки крестиком) вышит котофей. Поскольку кошки очень часто становятся «предметом охоты» фотографов, снимки, где фигурируют хвостатые, можно в изобилии найти и в интернете, и в прессе. Лежащий на ветке дерева вышитый кот, на мой взгляд, и есть то превращение повседневности в прекрасный сюжет, который уже можно отнести к творчеству.
Не секрет и не новость, что государство как на уровне всей страны, так и Сибирского региона стремится возрождать народное творчество. Но, может быть, для того, чтобы вышивание как творчество обогатилось новой палитрой возможностей, стоит набраться смелости и переходить от более простой техники крестом к более сложной? А именно — к вышиванию гладью. Пока же на данный момент единственный известный в городе мастер, владеющий техникой вышивания гладью, — Александра Пышкова.