Хранитель истории
Хранитель музея истории родился в 1935 году в селе Буранове на Урале. Более 50 лет он работал в школе учителем. Один из четырёх братьев в семье, он всегда точно знал, чему хочет посвятить жизнь. Когда учительница на уроке рассказывала историю становления монголо-татарского ига, он мечтал быть на её месте. К тому же отец тоже учитель. Так что достойных примеров у мальчика было достаточно, и после окончания школы он сразу поступил в педучилище.
Однако знаний, данных в училище, Георгию Павловичу было мало. Он поступил в институт. Студенческие годы, как у многих, были весёлые, только вот денег не хватало. Сидеть на шее у родителей — такого молодой учитель позволить себе не мог. Было решено: перевестись на заочное и работать.
Первым трудовым местом Георгия Павловича стала общеобразовательная школа в селе Локоть. Причём молодой учитель истории, кроме своего предмета, вёл там и пение, и физкультуру. Тогда это была распространённая практика. Хорошо, что молодой человек был физически развит и играл на баяне.
До сих пор вспоминает Георгий Павлович избушку, которую ему выделили для жилья. «Там в стену прутиком ткнёшь — он с другой стороны выйдет», — вспоминает он. Впрочем, плохие жилищные условия не мешали учителю хорошо работать и прилежно учиться.
Его фотоальбом полон фотографий разных лет. Каждый выпуск учитель помнит, как будто это было вчера. Помнит всех коллег — директоров школ, учителей и даже завхозов. Первым выпускникам Георгия Павловича уже по 50 лет, многие уже водят в школу внуков. А учитель со стажем до сих пор помнит их всех. Помнит даже то, какие у кого были пробелы в знаниях. На встрече выпускников иной раз спрашивает в шутку: «А помнишь ли ты, в каком году ввели Юрьев день?»
За отличную работу на посту педагога Георгия Павловича в 1981 году назначили директором школы. Он с гордостью показал мне фотографии со школьных линеек, где пионеры отчитываются ему о проделанной работе.
Только учитель освоился на новой должности, случилась неприятность. Врачи обнаружили у Георгия Павловича язву желудка. Голод и лишения, перенесённые в детстве во время войны, дали о себе знать. Медики сказали учителю жёстко: никаких волнений! Поэтому пост директора пришлось оставить. Но Георгий Павлович не жалеет: учить детей ему нравилось всегда больше, чем руководить.
Работа в его жизни всегда занимала почти всё место. До 30-ти он вообще не думал о женитьбе, учителю семья казалась вещью второстепенной. Потом стал задумываться, но подходящей кандидатуры на роль супруги всё не было. До определённого момента.
В числе его первых выпускников была девочка Нина, к которой молодой учитель проявлял повышенный интерес. Красота и ум девушки всегда поражали молодого человека. На этом уровне всё и осталось. Вскоре класс из школы выпустился, девочка уехала.
Прошло несколько лет, Нина приехала в родное село в гости и пришла навестить своего учителя. Тогда Георгий Павлович и решился рассказать ей о своих чувствах. Оказалось, что симпатии у учителя и его выпускницы взаимны. Через некоторое время они поженились. Муж был старше жены на 13 лет, но это не помешало им счастливо прожить всю жизнь и родить двоих детей.
После выхода на пенсию Георгию Павловичу предложили создать музей истории села. И учитель со свойственной ему скрупулёзностью стал собирать материалы. Все труженики села, их награды разных лет, историческая справка об истории Морского сельсовета, бюсты Ленина — всё это есть в музее.
Кроме музея, у учителя-пенсионера есть ещё одно хобби. Он пишет песни и сам исполняет их на баяне. Последние месяцы Георгий Павлович лежал в больнице, там он сочинил несколько патриотических стихов о своей малой родине. Талантливый человек во всём себя проявит, говорят про учителя коллеги: и детей учит, и музей создаёт, и песни пишет — словом, мастер на все руки.