Наряду с безработицей много вакансий!
— Исторически сложилось, что у нас всегда много безработных стояло на учете в центре занятости. Может, доверие еще не потеряли люди в нашем районе к этому ведомству и обращаются сюда, чтобы решить свои проблемы. Или центр занятости так работает с населением.
— Да, показатели — вещь хитрая. Здесь порой как в арифметике: два пишем, два «на ум кладем». И когда речь заходит о занятости населения, честные аналитики и руководители обязательно заметят, что, кроме официального уровня, есть еще и скрытая безработица. При желании, думаю, вы могли бы улучшить свои показатели? Всегда ведь можно найти варианты, чтобы не поставить человека на учет.
— Было время, когда и мы держали полтора процента. Но сейчас уровень безработицы не скрываем, он у нас высокий. Особенно в последнее время — когда пособие по безработице выросло до четырех тысяч трехсот рублей в месяц, в центр занятости пошли люди, которые никогда там не стояли на учете и вообще никогда не работали. Тем не менее деньги получать хотят. Поэтому ситуация тяжелая — шесть процентов. В селах у нас по-разному. В некоторых поселениях уровень безработицы еще выше. Это где в свое время сократили с приходом инвесторов животноводство. Высвободившиеся люди остаются безработными до сих пор. Хотя на самом деле многие могли бы при желании пристроиться. Скажем, в той же Быструхе есть предпринимательница. У нее комплексный пункт бытового обслуживания — швейка, ритуальные и парикмахерские услуги. И когда она искала швею, то в Быструхе, где в свое время была швейная фабрика, не могла подобрать даже двух человек! Не хотят люди работать на производстве. Сидят дома, получают доход с подворья и стоят еще на учете в центре занятости — там тоже какие-никакие денежки официально идут. Им больше и не надо. Поэтому наряду с безработицей в районе много вакансий. Например, один из наших инвесторов САХО сегодня приглашает на посевную людей из Алтайского края.
— В общем, при желании найти работу можно. Только и без создания новых рабочих мест проблему вряд ли можно решить?
— Конечно. Мы в этом направлении много работаем. В прошлые благополучные времена создавали в среднем по сорок- пятьдесят новых рабочих мест в год. Чаще всего — по линии малого предпринимательства, в основном это потребительский рынок. Нынче показатели будут скромнее, но все же мы предлагаем людям работу. Сейчас больше делаем упор на общественные работы. В основном это благоустройство территории района. Кроме того, сельхозпредприятия берут людей на свои сезонные работы, как на общественные.
— И есть желающие?
— Есть. Мы рассчитываем, что на общественных работах задействуем человек 200 при плане 185. Как говорили раньше, план будет перевыполнен. Тем более что сейчас в связи с изменением порядка оплаты общественных работ интерес людей к ним повысился. Раньше зарплату «общественникам» выдавал работодатель, а центр занятости добавлял к ней материальную поддержку. Все понимают, что при таком порядке были задержки зарплат, и это не могло не отразиться на настроении людей. Но в этом году вышло постановление, по которому центр занятости выплачивает и зарплату.
— Сколько можно заработать таким трудом?
— Минимум четыре тысячи триста рублей. Но при условии, что трудиться придется полный рабочий день. Для села это неплохой доход. Хотя, конечно, не обходимся без проблем. Центру занятости приходится самому немало потрудиться, чтобы привлечь население к общественным работам. То внаклон не могу, то на солнце не могу, то… образование не позволяет. Неквалифицированный труд. Для человека с образованием он, конечно, неинтересен. Тем не менее находим желающих. И в нынешней ситуации, я думаю, для некоторых это хорошее подспорье в жизни.
— Однако в селе действительно есть чем заняться и без общественного производства. Уж на своем-то подворье и огороде какие-то деньги всегда можно сделать.
— На это мы и настраиваем людей. В последнее время кочковцы стали меньше держать скота, особенно в районном центре. Убеждаем, что надо вернуться к личным подсобным хозяйствам. Все-таки это неплохой доход. Есть, конечно, проблемы с кормами. Раньше они были намного дешевле. Но сейчас наши хозяйства предлагают их всем по тем же ценам, что и своим работникам. И мне кажется, неразумно упускать эту возможность заработать.
— Но тут же встает вопрос, а куда деть излишки с подворий? Скажем, тот же картофель есть кому продать?
— Организованного закупа в районе нет. Раньше делали ставку на райпо. Только сейчас у них проблемы со сбытом. Однако выгодно продать сельскохозяйственную продукцию у нас все-таки можно. Картофель и овощи принимают переработчики — главным образом общепит. Можно реализовать их и через муниципальные заказы учреждениям здравоохранения, образования. Кроме того, есть перекупщики со стороны. В сезон приезжают фуры, берут тот же картофель большим оптом, и цены у них хорошие. Надеемся, что скоро улучшится ситуация по мясу. В Кочках недавно появился новый магазин «Мясная лавка». Кроме того, строится еще один специализированный магазин. Это будет современное, высокотехнологичное торговое предприятие со своим цехом переработки. Мы поддерживаем предпринимателя Виктора Ромашова, который решил открыть в райцентре такое предприятие. Он у нас прошел по программе поддержки малого бизнеса. По решению райсовета бюджет субсидирует процентную ставку кредита, который предприниматель взял на строительство. Понятно, что в этих магазинах на прилавках будет мясо, закупленное у населения нашего района. И по хорошим ценам.
— Теперь у местной власти расширились возможности по поддержке предпринимательства. На это направлены решения правительства и губернатора. В области проводятся конкурсы лучших бизнес-проектов. Кроме поддержки из областной казны и внебюджетных фондов, предусматривается создание всей необходимой для старта нового дела инфраструктуры, в том числе информационных центров, ведь доступная информация просто необходима для начинающих предпринимателей.
— Действительно, господдержка сейчас охватывает практически все сферы малого и среднего бизнеса. На поддержку тех, кто находится на учете в центре занятости и желает открыть свое дело, направлен целый комплекс программ. Мы их и переучиваем, и консультируем, и финансируем. В числе мер — субсидии (свыше 88 тысяч рублей) на организацию своего бизнеса. Району выделены средства на четыре бизнес-проекта. Заявку пока подал один человек. На грузоперевозки. Ее сейчас рассматривают. Еще один человек заявился на сварочные работы. Но он пока оформляет документы. Реально положение у нас не такое уж провальное. Тяжело, конечно, но мы стараемся и трудоустроить людей, и создаем востребованные в районе рабочие места. Обеспечиваем также по возможности условия для создания собственного бизнеса. Дело за новыми интересными идеями и энергичными людьми, которые претворят их в жизнь.