Хочу все и сразу
А еще Женя Скороходов очень любит читать и изучать историю, обычаи и традиции древних русичей. Когда его спрашиваешь, как он все успевает, он, не задумываясь, говорит: «Главное — правильная организация труда».
Такой школьный предмет, как труд, нравится всем младшим школьникам. Но, подрастая и уже изучая «технологию», дети зачастую охладевают к возможности научиться делать что-то своими руками. Одним неинтересно, другие просто панически боятся станков, третьи уже выбрали свой путь в жизни и столярно-слесарное мастерство в их планы не входит. Жене же, напротив, с каждым годом, с каждым новым открытием, изобретением становилось все интереснее. Тем более что рядом был по настоящему увлеченный техникой человек — преподаватель технологии Владимир Руди.
Владимир Андреевич работает в школе уже второй десяток лет. Образовательный процесс он всегда старался превратить в творческий. Если учить работе на станках, то не просто точить абстрактные втулки, а, например, детали к моделям автомобилей. Нужны колеса к «пазику», значит, сначала надо создать форму, а если уж хочешь мини-«уазик», то обязательно все, как на настоящем: и чтобы двери открывались, и чтобы каждая заклепка была на своем месте. Для самых увлеченных Владимир Андреевич ведет автомодельный кружок. И тут уж безошибочно угадывает в своих воспитанниках будущих мастеров. А потом старается талант развить, дать возможность его проявить на олимпиадах. За последние годы двое его учеников прошли и городской этап, и областной, получив возможность выступить во всероссийском. Третьим стал Женя Скоморохов. Буквально в конце апреля он приехал с заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, где стал призером.
Достижение высоких результатов было бы невозможным без наличия необходимой базы. И она в школе №9 создана. В распоряжении мальчишек три мастерские: столярная, слесарная и механическая. После олимпиады Женя с удовольствием показывает любимые кабинеты технологии, любимые станки. Они, конечно, не новые, уже отработавшие на производстве и переданные в дар школе, но во многих учебных заведениях нет даже таких. «Вот на этом мне было труднее всего, — поглаживает Женя рукой холодную темную сталь одного из станков, — а вон тот очень люблю, но на олимпиаде занервничал, и что-то не очень получилось. Теперь надо отрабатывать все до мелочей. Чтобы с закрытыми глазами, хоть это и не по правилам техники безопасности, мог работать».
Олимпиады по технологии Жене понравились больше всего. Тут ведь нужно знать сразу все, иметь хорошее логическое мышление, уметь применять навыки, полученные на уроках химии и физики. А еще от участника требуется проявить свои творческие способности. Ну, конечно, не спеть-сплясать, хотя и этим Женю не испугаешь, а что-то придумать, представить комиссии такой технический проект, который поразил бы всех сразу. И в этом — залог успеха.
В первый раз свои силы он испробовал в прошлом году. Владимир Андреевич еще в пятом классе заметил его стремление добиться всего собственными силами, все попробовать, и как мог поддерживал это стремление. А потом предложил, мол, давай попробуем сделать что-то необычное и выступить на олимпиаде. Выбор свой остановили на пресс-формах, выточенных специально для изготовления резиновых колес, а также штамповки дисков для моделей автомобилей. Конечно, Женя жутко волновался, но такой опыт оказался очень даже полезным. Хотя в городе постоянно проводятся различные выставки технического творчества, но на олимпиаде это все нагляднее. Заняв тогда второе место по городу, Женя взялся за работу, решив, что обязательно выступит снова.
Сначала он задумался над творческим проектом. Хотелось сделать что-то принципиально новое. И вновь тему подсказал педагог: найти замену двигателю внутреннего сгорания. Вместе просмотрели варианты, а уж Женя постарался приложить все свои обширные знания, чтобы воплотить задуманное. Он начал работу, в которой проявилась его склонность к изобретательству. Ко времени городской и областной олимпиад удалось найти решение, правда, двигатель пока был выполнен из подручных материалов и не работал. Но идея жюри очень понравилась. Жене дали возможность выступить на российской олимпиаде, посоветовав уж на ней-то представить действующую модель. И школьник ее представил.
Сейчас она стоит в кабинете технологии. Вроде бы ничего необычного, но, как уверяет Евгений Скоморохов, ничего подобного в технике не создано. Это пневматический двигатель, работающий на сжатом воздухе. Экономичный, безопасный во всех отношениях, экологически чистый, с высоким коэффициентом полезного действия — Евгения на олимпиаде сразу же спросили, запатентовал ли он свое изобретение. «Я прекрасно понимаю, что подобный двигатель был бы просто незаменим во многих отраслях деятельности, — рассказывает юный изобретатель, — его можно применять на пожаро-, взрывоопасных производствах, ведь в нем не используются горючие смеси. Кроме того, если такими двигателями снабдить автомобили, они перестали бы взрываться при авариях».
Заключительный тур Всероссийской олимпиады школьников по технологии проводился нынче в Новосибирске. Сюда съехались около ста парней и столько же девушек из 52-х регионов России. Девушки представляли работы по обслуживающему труду и дизайну, а мальчишки — по прикладному и техническому творчеству. Оценивались знания и умения в трех турах: практическом, творческом и теоретическом. Из пятидесяти возможных баллов изобретение Евгения на олимпиаде было оценено в 42. Вообще конкурс творческих проектов, по мнению нашего призера, был самым интересным этапом. Здесь были представлены замечательные работы, которые ему понравились даже больше собственной. Запомнилась, например, выполненная одним из участников олимпиады установка по синтезу водородного топлива. А еще — модель древнерусской крепости. Евгений и сам увлекается историей России, поэтому его заинтересовали работа и исследования, которые проводил автор. Здесь даже роботы были на пульте управления.
Эта олимпиада — не последняя для Жени, и это он знает твердо. Юный изобретатель уже сейчас думает, какой творческий проект представить в следующем году. Кроме того, он намерен работать над своими ошибками. Евгений посмотрел, как ребята защищают проекты, какие используют способы презентации, даже как говорят, ведь уверенность в себе и громкий, хорошо звучащий голос — одна из составных успеха. И Женя Скоморохов его будет добиваться. Тем более, что впереди еще одна цель — поступление в институт. С будущей профессией он определился давно — очень хочется изобретать и строить новые приборы. Поэтому мечтает учиться на оптико-механическом факультете института геодезии. А пока — отдыхать. Хотя и это надо уметь делать. Женя хочет вернуться в ансамбль «Искринка», ведь ради подготовки к олимпиаде пришлось о концертах забыть, а еще залечь с книгами на диван и читать. Может быть, где-нибудь в фантастических рассказах удастся почерпнуть идею для будущего изобретения.