Новое время в старых селах
Приметы нового времени уже легко определяются в каждом селе. Пожалуй, во всем районе не найти населенного пункта, где за прошедший год ничего не добавилось в условиях проживания. Хотя бы по мелочам: стал, например, удобнее график движения автобусов, отремонтированы водоразборные колонки, огорожено кладбище...
Понятно, что сейчас всем приходится подтягивать пояса — кризис. Но настрой на созидание очень хочется сохранить. С этой целью и проходят встречи главы района Сергея Яцуна с населением. В каждом муниципальном образовании он посещает каждое село и ведет разговор о проблемах и перспективах. Итак, Зюзинское муниципальное образование.
Информация руководителя района была оптимистичной. 2008 год прошел с положительной динамикой во всех отраслях экономики и, пожалуй, стал первым, когда можно было всерьез говорить о социальном развитии. Барабинские железнодорожники — традиционно среди лучших на Запсибе, успешно сработали и предприятия промышленности. Даже сельскохозяйственные получили 75 миллионов прибыли. Надои на фермах района составили 2700 литров от коровы в год, а не так давно район и до двух тысяч не дотягивал.
Уже хватает сил осваивать и новые крупные проекты. Так, в Барабинске появился нефтеналивной терминал, начинается строительство двух заводов — по производству кирпича и розливу питьевой воды.
Односельчане: старые и новые
С главой района в селах Зюзинского сельсовета побывали специалисты и руководители большинства служб администрации. Они давали консультации, обследовали условия жизни своего «контингента», разбирали на месте жалобы и обращения населения.
Вместе с начальником отдела социального обслуживания населения Антониной Макущенко стучимся в дом к ветерану войны Александру Федоровичу Кудрявцеву. Ему, как он с гордостью замечает, «девяносто шестой годик поскакал». Конечно, помогает соцработник, не забывают дети, но и сам старается на свое здоровье: делает гимнастику, самостоятельно топит печь, до последнего времени ходил на лыжах.
— Есть жалобы? — спрашивают гости.
— А как же! Шея стала болеть. В чем дело? Кто мне ответит?
Александр Федорович — как символ несгибаемости российского крестьянина. Какие бы испытания судьба ни сыпала на голову, а он живет себе и рассчитывает жить дальше. Вот только шея болит...
Примерно четвертая часть жителей любого села — пенсионеры, инвалиды, которым требуется помощь от государства и местной власти. Конечно, речь исключительно о жизненно важных вопросах, на другие в бюджете денег нет. Но рядом с такими появляются и новые сельчане, которым от власти ничего не нужно, у них достаточно своих сил и средств. Это осваивают деревенскую территорию жители городов, самых разных, от Красноярска до Барабинска.
Строятся новички с размахом. В Белово, например, уже встала целая улица, которую местные прозвали Кулацкой. Высокие дома из дорогого леса, дальше — ряд гостевых домиков. Наверняка кто-то формирует базу отдыха. Места-то вокруг действительно чудные: прямо на берегу озера, чистый воздух, у «старых» односельчан всегда можно купить свежие продукты.
Но и коренные жители от зависти не чернеют. У них своя жизнь и свои проблемы, с которыми и обращаются к власти.
Про паи, собак и брагу
Есть проблемы, которые тянутся годами, их без тревог оставляют на потом, и вдруг: караул, пожар, спасите! Такой «пожар» в Белово — оформление земельных паев в собственность. В 1991 году бывшие совхозные земли разделили на паи, но свидетельства раздали не всем. Документы 32 пайщиков затерялись в каком-то из кабинетов. 18 лет обделенные молчали, и только теперь до них дошло, что земля — это их самая дорогая собственность. Стали писать по инстанциям: помогите вернуть свидетельства. Им отвечают: обращайтесь в суд. Пока никто не обратился. Наверное, для крестьянина, а тем более пожилого, страшно даже начинать какое-то судебное разбирательство. Все кажется, проще найти сильного начальника, который и без всяких судов отдаст нужное указание. И были, наверное, разочарованы, когда услышали от главы района:
— Время сейчас такое, что надо самим беспокоиться о своей собственности, о своем достатке, своем здоровье.
Еще проблема такого же свойства — о нарушителях сельского спокойствия. У некоторых людей пропадает стыд перед односельчанами. Главное — реализовать собственный интерес, а удобно ли остальным — дело десятое.
— Развели таких собак, что страх один: ротвейлеров, кавказских овчарок. И гуляет эта псарня по улицам. Ребенка не отпустишь.
Еще больше терзают села торговцы самопальной выпивкой. На собраниях люди рассказывали, что пьяных теперь можно встретить даже в шесть часов утра. А что, горячительным торгуют круглосуточно, в любом объеме и за любую «валюту»: за картошку, за скатерть с домашнего стола, за детские ботинки.
Нет, явление не повальное. На территории сельсовета десять крестьянско-фермерских хозяйств, два колхоза, и там люди работают. Но все труднее становится найти доярку, скотника, механизатора, потому что стойких трезвенников все меньше, а пьяницу что толку брать!
Говорили об этом с обидой: что же власть не применит закон к бражному промыслу? А закон, увы, охраняет торговцев самопального зелья, как детей родных. Чтобы прищучить двух-трех из них, надо чуть не весь райотдел милиции в ружье поставить. И все равно без помощи местного населения вряд ли удастся реально повлиять на обстановку.
В Зюзинском МО команда управленцев райадминистрации работала два дня. В течение первого побывали в четырех селах, и повсюду обнаруживались следы активного брагопроизводства. На следующий день едем в той же «Газели» и в том же направлении. И разговор, конечно, об этой заразе. Похоже, у каждого мысли невольно крутятся в поисках противоядия.
Председатель Совета депутатов Владимир Гросс кипятится: «Всю ночь не спал! Надо это дело кардинально менять. Создать бригаду оперативников, пусть они только этим и занимаются! Зашли в дом, проверили — и к ответу. Одно село очистили — в другое перешли».
Наискосок от него сидел представитель милиции и только головой качал. Он-то знает, как непросто к торговцу брагой даже в дом зайти, а уж доказать, что зелье готовится на продажу, и того труднее. Да все село обойди — никто в свидетели не пойдет.
Вот если бы против нарушителей спокойствия поднялась общественность, это, возможно, возымело бы ощутимый результат. Бродят собаки или скот по селу — в загон их, и пусть хозяин выкупает. Можно придумать народное наказание и для торговцев брагой.
Но пока народ только горюет и указывает власти на проблемы.
Будет светло и тепло
На собраниях в отдаленных селах главе пожаловались родители старшеклассников. Школы там основные, продолжать учебу надо на центральной усадьбе, в селе Зюзя, где есть хороший интернат. Но нет тепла. И приходится ребятишек устраивать на квартиру, отправлять учиться в Барабинск и даже Куйбышев — у кого где родственники есть.
На следующий день Сергей Яцун и все его заместители осмотрели пришкольный интернат и тут же определились, как утеплить здание.
Конкретно был решен вопрос и с уличным освещением. Глава муниципального образования Валерий Кукишев доложил, что закуплено оборудование для системы освещения, двести тысяч рублей зарезервировано для его монтажа. Погода установится — и работы начнутся.
Вообще событий в социальной жизни муниципального образования произошло немало. Одну из улиц покрыли асфальтом. Начинается строительство полигонов для твердых бытовых отходов, а значит, вокруг населенных пунктов наконец-то станет чисто. Создаются новые места в детских садах. 126 человек взяли кредиты на развитие личных подсобных хозяйств, это существенная добавка в семейный бюджет. Здесь у многих большие подворья. А по итогам областного конкурса «Семейная ферма» второе место занял Александр Кеберлейн из Зюзи.
Заведующая библиотекой из Квашнино Татьяна Алексеенко поделилась своими приметами благотворных перемен. Стала поступать новая литература! Только исторических изданий — более ста томов. Есть и художественная литература, и детская.
— И народ пошел в библиотеку. А то я как убогонькая сидела, никому не нужная. А сейчас идут и молодые, и старые. Тамара Ивановна Патрушева с батожком ходит, но регулярно книги меняет. Активные читательницы — Лидия Андреевна Рахвалова, Валентина Афанасьевна Коркина, Клавдия Павловна Ивлева, многие другие.
Еще примета — молодежь возвращается в родное село. У самой Татьяны Федоровны дочь с красным дипломом закончила педагогический и теперь преподает в местной школе.
И еще что касается не только Квашнино, но и всех сел сельсовета: домовладельцы очнулись после сумрачных девяностых годов. Начали ремонтировать, украшать свои усадьбы. Во всех селах чисто, насколько это возможно в весеннюю распутицу.
Глава же района по результатам встреч с населением подготовил новый пакет поручений.