Татьяна ПОНАСОВА: «Человек дорастает до понимания, как много он потерял…»
От саморазрушения перейти к самосозиданию, к духовному строительству? На эти непростые вопросы искать ответы приходится работникам органов опеки и судьям, в ведении которых принятие решений по восстановлению граждан в их родительских правах.
В минувшем году в Чулымском районе наблюдалась отчетливая тенденция — растет число людей, когда-то лишенных прав в отношении своих кровных детей, которые, пережив переломный момент в своей жизни, как правило, пролечившись от алкогольной зависимости, попытались изменить свой образ жизни и, как следствие, восстановить свой, собственноручно разрушенный когда-то, семейный очаг.
Начальник отдела опеки и попечительства территориальной администрации Чулымского района Татьяна Понасова рассказала нашей газете о том, как идет этот процесс и об усилиях, предпринимаемых местной властью по восстановлению и сохранению кровных семей.
— Татьяна Андреевна, насколько сложно принимать решение о том, достоин ли человек, серьезно оступившийся когда-то, такого уровня доверия, чтобы ему вернуть детей, ведь снова может случиться так, что здоровье и сама жизнь ребятишек могут снова оказаться под угрозой?
— Окончательное решение принимает суд, который очень внимательно взвешивает все «за» и «против». Родители, восстанавливающиеся в своих правах, собирают очень большой пакет документов, подтверждающих не только их материальную состоятельность и способность дать ребенку нормальный дом, но и то, что они ведут общепринятый образ жизни. Это характеристики с места работы, все акты обследования, подтверждающие, что дома порядок, справки из медицинских учреждений...
— Решение суда чаще положительное или все же отрицательное?
— Практика показывает, что если человек действительно предпринял усилия, чтобы изменить свою жизнь, осознал весь трагизм своих прежних ошибок, намерен растить и воспитывать ребенка, имеет с ним контакт, внутреннюю связь и все вышеназванные документы в полном порядке, суд, как правило, удовлетворяет эти иски.
— Насколько для суда значимо желание самого ребенка?
— Если ребенок старше десяти лет, безусловно, суд спрашивает его согласие на такой шаг. Когда же речь идет о детях младшего возраста, принимается взвешенное и обдуманное решение, исходя из интересов ребенка.
— Татьяна Андреевна, что, на ваш взгляд, чаще всего движет «бывшими» родителями: стремление искупить вину, страх одиночества, искреннее желание пусть с опозданием, но все же дать своему чаду толику материнской любви и заботы или что-то еще?
— Очень сложно однозначно ответить на этот вопрос. Порой человек сам не может объяснить свои побудительные мотивы. Приходилось сталкиваться с фактами, когда главная причина — материальная. Простое нежелание выплачивать алименты в размере трех минимальных окладов. Но это не частый случай. Хочу особо подчеркнуть, что все чаще я вижу людей, которые на самом деле пережили внутреннее потрясение, через переживания, через боль пришли к осознанию того, как много они потеряли.
— Очень кстати была бы помощь психолога…
— Конечно, и мы сейчас очень активно развиваем службу психологической помощи. Признаться, до недавнего времени у нас с психологическим сопровождением семьи были большие проблемы. Не имея достаточного количества своих кадров, мы пользовались помощью областных центров. И переоценить эту помощь невозможно. В частности, при участии специалистов областного центра семейных форм жизнеустройства было проведено три курса школы приемных родителей. Многие приемные мамы и папы потом благодарили, говорили, что если бы раньше это было сделано, многих ошибок удалось бы избежать. А теперь у нас создана психологическая служба на базе Дома детского творчества. Родители, ребята, специалисты — все очень довольны. И, конечно, одним из серьезных направлений работы этой службы будет консультирование, диагностика и сопровождение семей, в которых родители восстановились в своих правах на ребенка.
Поверить человеку, оступившемуся однажды, нелегко. Поддержать его и помочь ему сблизиться с родным ребенком, своей кровинкой, — следующий шаг. И очень хорошо, что в Чулымском районе сотрудниками органов опеки и попечительства такая работа ведется. Не для галочки, не для отчета, а затем, чтобы и ребенку, и взрослому человеку дать еще один шанс обрести семью.