Голубая кровь — мостовики
Время выбрало нас
Психологи любят объяснять пристрастия взрослых людей тем, что они компенсируют недополученное в детстве. Совершенно не примеряю эту теорию на Виктора Сергеевича, но забавное получается совпадение: человек, большую часть жизни посвятивший мостам и тоннелям, родился в Чистоозерном районе, где до сих пор нет ни одного (!) моста.
Родился Молчанов в 1951 году, поступил в НИИЖТ (теперь СГУПС), который и окончил в 1973 году. Затем — служба в армии офицером в единственном на всю страну тоннельном батальоне железнодорожных войск:
— Первый год служили в Азербайджане, на железной дороге Баку — Джульфа, той, которую специально строили к Тегерану-43. А потом случился БАМ: наш батальон переформировали в мостовой и отправили на великую стройку. Практически все люди моего поколения и профессии там побывали — сразу в 1974 году был увеличен призыв в железнодорожные войска, набор в вузы. Второй год службы я провел на участке Васпарухан — Алонка, мы успели построить около 20 мостов, тогда еще деревянных, позже их заменили.
Сама Байкало-Амурская магистраль, которая планировалась как дублер Транссиба, реально начинала строиться еще до начала Великой Отечественной войны. Были проложены навстречу друг другу участки Тайшет — Лена и Комсомольск-на-Амуре — Березовская. Затем рельсы со второго участка разобрали и перевезли под Сталинград. А возобновлением строительства БАМ обязан известным боевым событиям на острове Даманском в конце 60-х годов. Фактически вновь понадобилась железная дорога, максимально приближенная к китайской границе. И, видимо, чтобы не волновать народ, полувоенный проект выдали за грандиозную комсомольскую стройку. Как бы то ни было, но даром БАМ не прошел. Все, кто там служил и работал, благодарят это время за бесценный опыт.
Несбывшаяся мечта...
В 1975 году Виктор Молчанов возвращается из армии и едет в Омск, где устраивается работать преподавателем в техникум транспортного строительства — совмещает педагогику с практической деятельностью. А четыре года спустя приезжает в Новосибирск с одной-единственной целью — попасть на строительство метрополитена. Но заветной мечте молодого специалиста не довелось сбыться. К счастью, совсем без дела он не остался благодаря нерушимому братству мостовиков и тоннельщиков.
...и яркая страница биографии
Как оживает лицо, загораются глаза, когда заходит речь о любимом факультете НИИЖТа (теперь СГУПСа) «Мосты и тоннели». Виктор Сергеевич говорит, что мостовики и тоннельщики всегда ощущали свою элитность, правда, и формировалась она не на пустом месте. Самые сложные кафедры, труднейшие дисциплины — все это было у них. Молчанов вспоминает случай, когда руководство вуза серьезно обиделось на учащихся факультета из-за куплета песни:
Крепкие, с проверенными
нервами,
Смерти и болезням
вопреки
Были мы всегда и будем
первыми,
Голубая кровь — мостовики.
И снобами их называли, и зазнайками, но история показала, что слова-то верные. Если выпускники Московского института инженеров транспорта (МИИТа) и Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПСа) не очень охотно работают за пределами любимых городов, то сибиряков можно встретить на руководящих должностях по всей стране и в ближнем зарубежье. Они действительно голубая кровь, элита отрасли.
Виктор Сергеевич 18 лет, с небольшим перерывом, преподавал на родном факультете тоннельные дисциплины, он — автор более 80 научных публикаций, 250 статей, доктор Российской академии транспорта, кандидат технических наук. Университет и все, что с ним связано, навсегда останется самой яркой страницей в биографии.
Ученый, чиновник, производственник
Хотя, откровенно говоря, и на других фронтах Виктор Сергеевич был заметен и полезен. Взять хотя бы кандидатскую диссертацию — «Регулирование тепловентиляционного режима в тоннелях». Проблема — наиважнейшая, которая раньше доставляла огромное количество проблем: в тоннелях, особенно в протяженных, всегда влажно, отовсюду из грунта сочится вода. Предложенное в диссертации Молчанова решение сегодня используется практически повсеместно, в том числе и в Северомуйском тоннеле на БАМе, длина которого свыше 15 километров, а протяженность подземных выработок — 52 километра.
В 90-х годах он успел поработать начальником отделов транспорта и связи и топливных ресурсов областной администрации, директором завода мясокостной муки в Сокуре, заместителем генерального директора «Новосибирсклестоппрома». Это было и интересно, да и семью нужно было обеспечивать:
— Везде узнавал что-то новое: на госслужбе и на производстве. Преподавательство больших денег не приносило, а работы по профилю в то время почти не было. Сами помните, что ни дорог, ни мостов не строили. Серьезно ситуация изменилась лишь несколько лет назад.
И все же в 1999 году Виктор Молчанов возвращается к преподаванию, а через четыре года в его судьбе происходит очередной резкий поворот.
Сочи
Вспоминая эту историю, Молчанов хитро улыбается, словно до сих пор восхищаясь своим «мальчишеским» поступком:
— Не буду скрывать, был там и финансовый подтекст, и чисто в профессиональном плане было интересно, но в 52 года сорваться на другой конец страны... Позвонил мне директор сочинского ООО «Тоннельдорстрой», наш выпускник, попросил порекомендовать двух-трех молодых ребят. «А меня возьмешь?» — неожиданно спросил я. Он удивился поначалу, но сказал, что действовать нужно стремительно. На следующий день уже был в Москве, где мою кандидатуру утвердили. В Сочи проработал два с половиной года, так что, можно сказать, также внес свой вклад в подготовку к Олимпиаде-2014 (смеётся).
Сочи сегодня — просто рай для строителей всех направлений, но особенно для тоннельщиков. Под Олимпиаду дали очень много денег. Только на дороге Сочи — Туапсе необходимо построить 20 тоннелей, существует проект переноса железной дороги из прибрежной зоны, короче — работы непочатый край. Как, впрочем, и у нас в области, чему я только рад. Сейчас, на 2009 год, намечено начало реализации двух крупнейших объектов, которых жду с особым нетерпением.
Точку не поставят никогда
ТУАД, возможно, нечасто попадает на первые полосы газет, так как почти не имеет отношения к самым масштабным проектам типа Северного автомобильного обхода и третьего моста через Обь в черте города. Но работы территориальным дорожникам хватает с лихвой, ведь по области в их ведении находится 270 мостов и еще 230 — в муниципальном ведении. Это в основном небольшие, часто далеко не новые мосты, но без них не будет устойчивого и безопасного движения по области. В последние годы наконец-то начали строить новые мосты (в этом году восемь), около 20 мостов ежегодно подвергаются капитальному ремонту. Но точку в этом деле вряд ли когда-то удастся поставить.
— Нормальное финансирование в области, — говорит Молчанов, — началось не более пяти лет назад, поэтому нельзя ставить сверхзадачи. У нас были более приземленные цели — вывести все мосты в категорию удовлетворительных и хороших. Если говорить о том, сколько области нужно небольших мостов, то это огромное количество, у нас ведь практически нигде нет дублирующих переходов. Очень объемная задача, и замечательно, что её понимают в области и на федеральном уровне. Хватило бы денег...
На повестке же дня у Виктора Сергеевича нерядовой, как он сам его называет, мост через реку Издревая на Ленинск-Кузнецкой трассе: 150-метровый, на высоких опорах, дорогой. По предварительным оценкам, на 600 миллионов рублей тянет — солидный объект для профессионалов. А еще в плане финансирования на будущий год стоит тоннель под железнодорожными путями на участке Барышево — Кольцово, начала его строительства Молчанов ожидает с особым нетерпением.
Настоящие творцы
Диктофон выключен, блокнот закрыт и отложен в сторону. Последние секунды беседы перед прощанием, ни к чему не обязывающие слова. На вопрос «не для печати», кто самый известный выпускник факультета «Мосты и тоннели», Виктор Сергеевич вдруг необычайно оживляется, начинает перечислять фамилии и должности, так что не записать это нельзя:
— Знаете, на самом деле «потерянных» почти нет, все вышли в люди. Про тех, кто в профессии, можно сотни фамилий назвать, но есть и неожиданные судьбы. К примеру, директор Новосибирской филармонии Александр Назимко — тоннельщик, Борис Писеев (знаменитый тренер еще более знаменитого Станислава Позднякова) — также наш выпускник 1974 года. Даже дипломаты есть, послы. И Александра Маслякова можно вспомнить, он хоть и из МИИТа, но тоже коллега. Получается творческая у нас профессия в прямом смысле слова.
Виктор Сергеевич Молчанов хоть и не так известен, как вышеперечисленные люди, но с творчеством на дружеской ноге. За плечами два музыкальных образования — по классу скрипки и фортепиано, долгое время был руководителем ансамбля факультета «Мосты и тоннели», составитель сборника песен факультета, где есть и та самая, про «голубую кровь». Вот такие они интересные люди — тоннельщики и мостовики, переживающие сегодня очередной творческий ренессанс. И новые «произведения искусства» в их исполнении не заставят себя ждать.