Шары катать — не бить баклуши!
Бильярд приглянулся королевской знати. Мария Стюарт, например, пребывая в тюрьме, жаловалась в своем письме архиепископу Глазго на жестокость Елизаветы I, которая запрещала ей «катать шары». Чем, в свою очередь, спокойно продолжал заниматься Карл IХ в Варфоломеевскую ночь, когда раздался сигнальный звон колоколов. Ну а гений великого Шекспира находит место этой замечательной игре и вовсе за пределами нашей эры: в исторической хронике «Антоний и Клеопатра» он заставляет главную героиню играть на бильярде… с евнухом.
В Россию бильярд завез из Европы «охочий до всего нового» Петр I. Сказывают, будто он тотчас же установил бильярдный стол в своей приемной. И строго наказал посетителям не сидеть сложа руки в ожидании царского приема, а «тренироваться на заморской диковинке». Которую изначально стали осваивать в основном высокородные дамы. «Катать шары», как гласит фольклор, считалось в петровскую пору занятием не очень-то мужским, ибо оно не должно было отвлекать сильных представителей мира сего от важных государственных дел. Страстной любительницей «шариков» прослыла императрица Анна Иоанновна. При ней бильярд распространился далеко за пределы дворца — зеленые столы появились на постоялых дворах, в трактирах, гостиницах, ресторанах, пивных... Как нигде эту игру полюбили в армии.
И в Х1Х веке «игра с шарами» зарекомендовала себя делом сугубо мужским. Возникли тому предпосылки: бильярд попытались использовать как альтернативу(!) дуэлям, набиравшим тогда обороты бешеной популярности. Хотя насколько «мирный способ выяснить отношения» сократил количество перестрелок, история умалчивает.
Среди выдающихся российских игроков на бильярде назовем императрицу Екатерину II (при ней, кстати, была изобретена «Русская пирамида»), фаворита ее — графа Григория Орлова, ученого и поэта Михаила Ломоносова, героев Отечественной войны Александра Остермана-Толстого, Ивана Скобелева и Дмитрия Бибикова. Все три генерала — волею шаловливых судеб! — потеряли на войне по одной руке. Но как ни в чем не бывало продолжили играть.
Большим любителем «Русской пирамиды» был Владимир Маяковский. Причем он то и дело ссорился со своим постоянным партнером по игре Борисом Пастернаком, предпочитавшим ее заморские варианты...
В советское время бильярд обрел репутацию игры интеллектуалов, представителей науки, творческой среды. Также активно «приобщалась к высокому» партийная элита.