Александр ИВАНОВ:
«Выстлать талантливым детям дорожку к призванию»
Кроме того, не только жители области, но и новосибирцы знают и любят марку НОККиИ как ряд активно и блестяще концертирующих коллективов. Практически без выхода на сцену студентов колледжа не обходится ни одно сколько-нибудь значимое событие областного масштаба, а также гала-концерты, в которых наша область, имеющая высочайшего уровня профессиональное искусство (и другие, в том числе и творческие, учебные заведения высшего звена) по праву гордится талантами, получающими «огранку» в этом колледже. Что в свою очередь свидетельствует о высоком уровне обучения в НОККиИ. И свежий тому пример: на проходившем недавно в нашем городе Всероссийском конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов имени Николая Калинина коллектив колледжа получил звание лауреата, опередив в своей номинации оркестр студентов Новосибирской консерватории…
Семнадцать лет это учебное заведение возглавляет Александр Васильевич Иванов, кстати, сам некогда выпускник училища, получившего в 1992 году, благодаря его инициативе, статус колледжа.
Человек энергичный, деятельный, избравший своим жизненным принципом движение без остановок, через несколько дней он отметит, как и руководимый им колледж, 60-летие. Накануне мы встретились с юбиляром, но разговор этот оказался не столько подводящим итоги «возраста творческой зрелости», сколько рассказом о деле, которому Александр Васильевич служит давно и очень увлеченно.
О начале 90-х, когда Иванов пришел с должности помощника заместителя председателя облисполкома Виктора Косоурова директором училища, он рассказывает с приговоркой: «Вспоминать не хочется: всем нам тогда досталось, хлебнули горя сполна…»
И все-таки, как без точки отсчета?..
— Александр Васильевич, вот вы пришли сюда в 1991-м, и что увидели, что застали?
— Ситуация была, мягко говоря, сложная: учебное заведение находилось на грани закрытия. Когда ввели систему аттестации, а потом проанализировали в областной администрации ее итоги, увидели — в училище большой отсев учащихся, низкий уровень подготовки… Мне предложили попробовать изменить ситуацию, все-таки мое родное училище, может, смогу его спасти. Было тяжело: материальная база нулевая — ничего, кроме стен, да и в полу дыры зияли, в общежитии даже кровати растащили и мебель поспускали в окна. Дети спали на полу и уже бог знает чем занимались — травку начали курить… Получалось, что надо было ремонтировать, строить, оснащать, реформировать. И главное — обновлять педколлектив, который — как сказать, чтоб никого не обидеть? — изжил себя… Не с кем было двигаться вперед, притом в новых условиях, когда многое начал диктовать рынок. Было много трудных решений, мук, слез — особенно обидным людям представлялось, что я сам здесь учился и вот предлагаю уволиться…
«Саша, как же так, ты меня помнишь?» — говорили мне.
Да, я помнил, хорошо помнил, но жизнь диктовала в тот момент быть достаточно жестким, иначе бы мы не сдвинулись с места. И вот я ввел контрактную систему подготовки специалистов и одновременно одногодичный контракт с педагогическим составом. Ввел аттестацию кадров. Повысил требования к педагогам в целом. Трудно все рассказать, настолько это было болезненно…
— Жаловались?
— Еще сколько! Президенту на 80-ти страницах писали, министр приезжал, разбирался… К слову, я благодарен Москве за то, что, когда я перевел училище в статус колледжа, сформировал новые учебные планы и решил открыть музыкальное отделение, она меня поддержала: его право! Много было врагов. Но главное — результат: на сегодня мы единственные в России выпускаем педагогов-исполнителей. И сегодня мои бывшие студенты, отучившись в консерватории, уже вернулись в колледж! А другие учатся — и в Новосибирской, и в Московской, и в Санкт-Петербургской консерваториях. Меня всегда обижало, когда про училище, про уровень подготовки здесь говорили: «Кулёк». Теперь мы доказали, что наши дети — ведь мы набираем их из села — и в консерватории могут учиться, и преподавать на высоком уровне. А когда стали принимать бывших своих студентов в педсостав, появилась настоящая гордость за качество собственной работы. Есть и такой повод для гордости: наши учебные планы, программы, всю нашу учебно-организационную модель Московский колледж культуры у себя применил. Мой заместитель по науке к ним съездила, посмотрела: на основе наших документов, посланных в свое время на аттестацию учебного заведения, москвичи сделали у себя точную копию нашей модели колледжа.
— Если хоть немного вникать, чем тут у вас люди занимаются, заходя в каждый класс, каждую комнату, мастерскую, студию, репетиционные помещения в новом здании концертного зала, — колледж и за день не обойдешь. У вас и телевидение свое есть, и вспомогательные цеха, где шьют сценические костюмы. Кстати, они-то зачем, не проще ли заказать?
— Нет, не проще: мы шьем и для себя, и для выпускников, которые уезжают в село. То есть для сельской художественной самодеятельности. Ребята создают там новые коллективы, и главы районов заказывают для них костюмы, обувь. Потому что мы здесь не только профессии обучаем, но и готовим выпускникам рабочие места, готовим для их будущей деятельности базу. Если ребенок приедет на село и не будет получать отсюда, из колледжа, поддержки, он заглохнет, утонет в проблемах и пойдет торговать китайской обувью… Моя цель — обучить, подготовить, внедрить — там, в селе, утвердить да еще обратную связь получить: знать, как ему работается. Чтобы наш методкабинет, формируя новые учебные планы, исходил из того, что хорошо и в чем мы не доработали. Корректировка учебных планов должна быть постоянной, так как жизнь на месте не стоит. Иначе мы рискуем впасть в застой. Такая установка существенно помогает нам в работе. И мы единственные в России среди подобного рода учебных заведений, кто, несмотря на демографический кризис, делает из года в год 100-процентный набор. Причем, работая системно с сельскими музыкальными школами, руководителями районов, мы выполняем указание губернатора о необходимости качественного набора студентов. Потому что студент у нас дорогой — на каждого приходится два педагога.
Много внимания, помимо методического обеспечения и материального оснащения учебного процесса, уделяем базе для практики. Когда молодой специалист еще в стенах родного колледжа вооружился не только теорией, но и реальными навыками, он приезжает на место работы, ориентированным на победу. Прежде, к сожалению, готовили в большей мере начетчиков, которые знали, что и как надо делать, но сами мало что умели. И я горжусь, когда приезжаю сегодня в село на годовую преддипломную защиту, и выпускник готовит программу, что называется от и до. От такого работника культуры будет этому селу польза. Потому что от нас, считаю, действительно много зависит: от сбережения традиций до формирования устоев. «Культура и Россия начинаются с тебя», — говорю я студентам.
— Но чтобы вырастить за три года отвечающего подобной миссии специалиста, надо, насколько мне представляется, приложить немало усилий, иметь высокопрофессиональные преподавательские кадры и, наверное, что-то еще…
— Так и работаем. Коллектив молодой. В основном люди до сорока пяти лет. Есть кандидаты наук, некоторые имеют лауреатские звания — российские и зарубежные. Много музыкантов, довольно активно выступающих. Да мы и не берем на работу, если педагог сам не играет. Что касается усилий и чего-то еще, то я всем в коллективе говорю: только темп, нам нельзя останавливаться ни на секунду, как в спорте: бежишь — ты сегодня дееспособен, не бежишь — уступи место… Студент должен получить все сполна, он не виноват, что мы чего-то не можем, где-то не успеваем. Поэтому установка одна: все работают. Без четверти девять все на месте, решаем организационные вопросы и дальше — день у каждого расписан выше крыши… Если кто-то делает только самое необходимое, формально и торопится лишь домой, я говорю: «Милый мой, я понимаю, что у тебя семья. Но у нас здесь другие задачи…» То же самое и с общественной работой, которой в колледже придается большое значение: студент должен быть занят и в свободное время чем-то полезным, чтобы не болтался по городу, увеселительным заведениям. По возможности постарались в колледже закольцевать быт и другие студенческие надобности: кафе у нас работает круглосуточно, есть своя медсанчасть, где врачи принимают — от стоматолога до гинеколога. Вообще у нас хозяйство большое и по многим параметрам мы самодостаточны — такое вот государство в государстве.
— Александр Васильевич, вы сами все-все в колледже контролируете или склонны полномочия делегировать?
— По закону я единоначальник, но это не мой стиль работы. Считаю, руководитель должен уметь ставить задачи, подпитывать коллектив идеями и обязательно уметь спрашивать. А замы у меня — и по учебной, и по воспитательной работе, и по науке, и по концертной деятельности, и по практике, и по хозчасти — есть…
— Кроме того, у колледжа есть очень авторитетный и деятельный попечительский совет, возглавляемый Владимиром Анатольевичем Боковым, куда входят Александр Павлович Филатов, Георгий Васильевич Алешин, Анатолий Александрович Сапелкин, Николай Романович Чернов, Николай Григорьевич Гаращук, а также более молодое поколение руководителей — представителей современного бизнеса. Вы чувствуете их поддержку?
— Они живут нашими заботами. Часто бывают здесь, их интересует все — от учебного процесса и перспектив развития учебного заведения до конкретных проблем, больших и малых. Вы помните, конечно, во многом благодаря участию попечительского совета два года назад колледж стал обладателем нового концертного зала. Вот недавно по инициативе и при содействии Владимира Анатольевича Бокова нам был подарен стоматологический кабинет…
— Александр Васильевич, у колледжа, его педагогов, студентов, выпускников, у вас лично много знаков — наград, дипломов, грамот и так далее — признания высокого уровня учебно-образовательных и творческих достижений. А вы сами, что считаете главным своим достижением на сегодняшний день?
— Наверное, то, что мы ликвидировали «самоделку» и преподаем студентам настоящее искусство. Тем самым опровергнув мнение, что, мол, сельские дети, русские Маши, не способны освоить на профессиональном уровне, допустим, игру на фортепиано… Могут, еще как! И в консерваторию не одна поступила. Мы доказали: не от того успехи человека зависят, где он родился, а от того, как его обучали, какие были условия, какие требования, — словом, какая была выстлана ребенку дорожка… Ну и не менее важно для меня сегодня то, что всю область мы, так сказать, держим в кадровом плане. А главное — благодаря тому, что мы стали выпускать педагогов-исполнителей, педагогов-хореографов, художников- прикладников, специалистов по фольклору, наши выпускники могут преподавать и в школе, и в садике вести занятия. Тем самым, с одной стороны, хотя бы немного повысить свой заработок, а с другой — в самом раннем возрасте выявить таланты сельских детей и направить их в нужное русло. То есть подрастить и сориентировать наш потенциальный контингент — будущих студентов колледжа.
Заветная мечта директора НОККиИ — сделать систему подготовки специалистов трехступенчатой: школа — колледж — вуз. Чтобы все было в единой связке и в одном месте. Он видел такую модель в Финляндии и считает, что для будущего области (имеется в виду ее расцвет) это был бы идеальный вариант. «Это было бы грамотно, цивилизованно, и наш колледж для такой реформы вполне готов», — говорит он. Верит в свою мечту, но пока это вопрос времени. В области идет большое культурное строительство, возможно, и до нового здания колледжа-института дойдет черед. «А пока будем работать, — резюмирует Александр Васильевич. — Отец мой фронтовик, трудяга говорил так: «Саша, сам не сделаешь, ничего и не выйдет. Работай, ни на кого не надейся, никто тебе ничего не обязан». И этот принцип по жизни меня никогда не подводил!»
Новосибирский колледж культуры и искусств — одно из наиболее значимых учебных заведений культуры нашей области. Я говорю так, поскольку студенты, приехавшие сюда учиться, в основном из села. Для этого коллектив колледжа ведет напряженнейшую и непрерывную работу по поиску, по отбору талантливой молодежи по всей области. И после того, как ребята проучатся здесь год-два, радости педагогов, радости членов попечительского совета нет предела, когда становится в очередной раз очевидным: они на самом деле не ошиблись и отыскали настоящий талант!
Но самое важное, что по окончании НОККиИ молодые специалисты вновь возвращаются в село, возглавляя там клубы, Дома культуры, самодеятельные коллективы. То есть в наши сложные времена помогают деревне выжить. И еще замечательное: ряд ребят поступает после колледжа в учебные заведения более высокого ранга — музыкальные, художественные, в том числе в консерваторию. А как прекрасно принимают жители города и области — любая аудитория: молодежь, люди зрелого возраста, ветераны — студенческие концертные программы. Это — класс, это настоящее мастерство! Во всем этом безостановочном движении колледжа к новым ступеням профессионализма, конечно же, безусловна заслуга директора НОККиИ — Александра Васильевича Иванова. Это человек, в совершенстве знающий дело, которым он занимается. В совершенстве! И тому свидетельство — многочисленные награды, дипломы, грамоты, памятные знаки, которыми отмечены заслуги как колледжа, так и самого Александра Васильевича.
Владимир БОКОВ, председатель попечительского совета НОККиИ.
Александр Васильевич ИВАНОВ родился 25 ноября 1948 года в селе Венгерово Новосибирской области. В 1965 г. окончил Ново-Тартасскую среднюю школу и Венгеровскую музыкальную школу. В том же году поступил, а в 1968 году окончил Новосибирское областное культурно-просветительное училище.
С 1968 года в течение одиннадцати лет работает преподавателем Кыштовской детской музыкальной школы, руководит оркестром русских народных инструментов в Венгеровском районном Доме культуры. В 1980 году, продолжая свое профессиональное образование, окончил Московский государственный институт культуры.
С 1979 по 1988 год А. В. Иванов работает в должности заведующего отделом культуры Чановского райисполкома. В 1988 году утверждается в должности помощника заместителя председателя облисполкома, курирующего вопросы образования, культуры, медицины.
С 1991 года — директор Новосибирского областного культурно-просветительского училища, а затем Новосибирского областного колледжа культуры и искусств.
Заслуженный работник культуры РФ (1997 г.); кавалер золотого памятного знака «Достояние Сибири» за большой личный вклад в развитие системы подготовки деятелей культуры и искусства (2005 г.); имя А. В. Иванова занесено в «Золотую книгу культуры Новосибирской области».