USD 105.0604 EUR 110.4943
 

«Всё экспериментируем!»

Нина ЕГОРОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
216-32.jpg
216-32.jpg



Без директора Степана Дорохова вряд ли б нам удалось побеседовать с ними. Но сегодня это другие мужики. Сфотографироваться? Пожалуйста! Поговорить? С нашим удовольствием!

— Ниночка, — галантно берет меня под руку Виктор Парфентьев. — Техника сейчас такая, что на ней просто отдыхаешь, но шибко устаешь. Нет движения тела.

— По шестнадцать-восемнадцать часов в сутки они работают, — с улыбкой поясняет эту «задумчивую» фразу главный инженер. — Даже просто сидя на стуле за это время устанешь.

Однако такой график в страду для звена — норма:

— Бывает и до пяти утра работаешь, а в восемь — снова в поле, — продолжает Виктор Анатольевич. — Придешь домой — жена в баньку посылает. Какая там банька! Ты недвижимый. И так по три месяца из комбайна не вылазим.

Уборка в «Довольном» действительно растягивается надолго. Потому что, обмолотив свои зерновые, доволенцы переходят на поля соседей. Работают исключительно на «Доминаторах». Их в свое время получили по областной программе на организацию МТС. Но толковая, по сути, задумка не удалась. На базе МТС и организовали свое зерновое производство. Для начала арендовали 200 гектаров пашни. А сегодня здесь уже обрабатывают восемь тысяч гектаров. От мощных, дорогих машин стараются взять все, поэтому и едут в другие хозяйства и районы.

— Это нужно. Мы ведь знаем, что такое зерно. Жалко смотреть, когда оно до снега лежит. А за новую технику огромное спасибо.

Виктор Анатольевич, конечно, толк в машинах понимает. За тридцать шесть лет на каких только ни работал. И относится к ним с особым пиететом.

— Снимите так, чтобы весь комбайн было видно, — подсказывает он нашему фотокору.

...Отработавшие свое «степные корабли» уже стояли в специальном боксе. Вымытые, поддомкраченные. Все, как полагается. Рядом будут зимой храниться жатки, прочее сельхозоборудование. В хозяйстве нынче появилась новая техника, в том числе и еще один «Доминатор». Его отдали Юрию Соломахину.

В Доволенском районе в этом году большое распространение получил подсолнечник. Его возделывают на семена и масло. Самые большие площади в этом хозяйстве. Уборка его нынче была затруднена ранним снегом.

— Семечки намокли и трудно вымолачивались. Поэтому были потери. Кто ж знал, что в октябре будет такая погода! — сетуют мужики.

В этом хозяйстве очень активно занимаются внедрением новых сортов сельскохозяйственных культур. В прошлом году только зерновых было в испытании около двадцати видов. Главным образом омской, кемеровской, тюменской селекции.

— Все экспериментируем, — разводит руками директор Степан Дорохов. — Нам нужны зерновые разных сроков созревания. Для производства выбрали пока четыре сорта пшеницы. Кемеровская «памяти Ирюба», например, дала в этом году около сорока центнеров с гектара. Собираемся заменить и подсолнечник на крупноплодные сорта. Он больше востребован на рынке.

Аналогичное разнообразие и с технологиями. Зябь здесь, например, готовят трех видов. В этом году решили попробовать тюменский метод. Это когда после раннего обмолота поле сразу обрабатывают ядохимикатами. В «Довольном» таким образом подготовили к весне 600 гектаров. Канадцы говорят, что наши земли раз в пять-семь лет нужно глубоко рыхлить. Поэтому-то нынче в пределах тысячи гектаров доволенцы поднимали стойками СИБИМэ. Опыт работы с ними у них уже был. В свое время возделывали по такой технологии сплошные солонцы. Два раза за севооборот прошлись и сейчас получают на этих участках порой до 30 центнеров с гектара. Остальную площадь пускают под минимальную обработку. Пробуют работать и технологии No-Till. Так, сочетая разные методы возделывания почвы, обеспечивают ее высокую продуктивность.

В этом году здесь также планировали прикупить новую технику. Но на рынке сельскохозяйственной продукции мертвый штиль — спроса на зерно практически нет. Цены значительно ниже ожидаемых. Между тем затраты на укрепление материальной базы в последнее время были значительными. Производственная необходимость заставила взять в аренду, а потом и выкупить элеватор. В прошлом году доволенцы намолотили около семи тысяч тонн зерна. Встал вопрос, как его сохранить? Транспорта для перевозки не хватало. Вот и решили арендовать местный элеватор, а затем, когда представилась возможность, выкупили его акции. Нынче доволенцы просушили более четырнадцати тысяч тонн хлеба. Понятно, что оказывают услуги и соседям. Кроме того, освоили технологию сушки семян, причем не только зерновых, но и подсолнечника. Игра-то, казалось бы, стоит свеч. Однако дохода пока элеватор не приносит.

— Хозяйства ни тонны зерна продать не могут. Поэтому и не рассчитываются. А у нас затраты идут, — рассказывает Дорохов.

Тем не менее это направление здесь намерены развивать. В следующем году доволенцы планируют восстановить очистительный комплекс в Баклушах, главным образом для подработки семян. В значительной степени помогает решить транспортную проблему и организация труда. С первого дня доволенцы определились, что будут работать звеном.

— Транспорта своего было мало. Вот и порешили, что будем работать на общий котел. Нам так выгоднее, — уверяет Юрий Соломахин. — Когда мы помогали ордынцам, я понаблюдал, как они работают, каждый на себя. Комбайн замигал — к нему пошел КамАЗ. Гон — три с половиной километра. Сзади другой комбайн замигал. КамАЗ возвращается. А мы автотранспорт по полосе не гоняем. Машины стоят на краю поля. Комбайн подходит и высыпает зерно, которое есть в бункере. Хоть на семьдесят процентов он заполнен, хоть наполовину. Лучше пусть автомобили стоят, нас ждут. Но комбайны не должны простаивать.

Таким образом сократили потребность в автомобилях и процентов на 20 — 30 увеличили производительность. По предварительным подсчетам, выработка на каждый комбайн в хозяйстве составит 1300 — 1500 гектаров. Получают при этом все примерно одинаково. За уборку комбайнер может заработать от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. И все заинтересованы сделать больше, потому что знают: зимой работы не будет. А на ремонте много не получишь.

— В этом звене мужики очень ответственные. На них можно положиться. Сами знают, когда выехать, во сколько закончить работу, — говорит главный инженер хозяйства.

— Парни веселые. Коллектив дружный. Вместе начинали еще в МТС, — рассказывает о своих друзьях Юрий Соломахин.

Свой комбайн он уже определил на зиму. Но, как и остальные в звене, работает сразу на двух машинах. Невдалеке стоит «Кировец» Соломахина. Настала очередь его готовить к весне. А чего тянуть? Новый год на носу. Не успеешь оглянуться — и снова в поле.