Комедии, фарсы и другие жанры счастья
Художественный руководитель коллектива заслуженный артист РФ Евгений Важенин выступил с несколькими пародиями — на Виталия Вульфа в передаче «Серебряный шар», Николая Дроздова и других. А в образе Аркадия Райкина спел «Добрый зритель в девятом ряду», что было символично, поскольку на празднике «Артистического созвездия» не только в девятом ряду располагался добрый зритель, но вся публика попадала в категорию поклонников.
Уместно вспомнить, что создавалось объединение в период, когда антреприз в городе было хоть отбавляй — практически в каждом ДК прокатывали, как правило, наспех созданные, неотрепетированные, незатейливые зарубежные комедии положений. В результате само понятие «антреприза» воспринималось синонимом «халтура». Но время все расставило по местам — сейчас в Новосибирске стабильно работают лишь несколько коллективов, сумевших обрести собственное лицо, свою концепцию, как АРТС, который, кроме того, основал и свои традиции. Например, в фойе перед каждым спектаклем выступает замечательный молодежный ансамбль Shake под управлением домриста Алексея Александрова. Порой публика настолько увлекается танцами под живую музыку, что задерживает начало спектакля. И после финальных аплодисментов зрители не торопятся в гардероб, так как в этот момент всегда происходит розыгрыш призов в лотерее (разыгрываются место и ряд в зрительном зале). Кроме того, ежемесячно проводится награждение победителей конкурса зрительских рецензий, чего, кстати, не делает ни один театр. А еще на все показы выделяется квота бесплатных билетов для пациентов областного Центра реабилитации инвалидов.
Немаловажно, что в репертуаре «Артистического созвездия» преобладают современные российские пьесы. Объединение и начинало с постановок пьес Александра Галина, Надежды Птушкиной, Михаила Варфоломеева — признанных драматургов. Но далее, как только руководитель Евгений Важенин чувствовал, что актуальность материала утрачивается, искал свежие произведения, писал сам. Не все его опыты оказались однозначно удачными, однако отрадно уже то, что коллектив обращался не к простеньким развлекательным пустячкам, а брался за сложные пьесы, в частности, одним из первых в стране поставил пьесу талантливого молодого драматурга Олега Богаева «33 счастья». Интересной оказалась и трактовка «Старой зайчихи» Николая Коляды, выпущенная одновременно с московским «Современником» под заглавием «Зайчиха Изаура». Заметной премьерой прошлого сезона стала комедия, принадлежащая перу прежде знаменитого, а ныне подзабытого еврейского писателя Ханоха Левина «Холостяки и холостячки», где азартно, увлеченно играют Наталья Тищенко, Денис Малютин, Татьяна Шуликова и Павел Поляков. Пьеса в оригинале изобиловала двусмысленными шутками на грани фола, на грани с ненормативной лексикой, потому Евгений Важенин, осуществивший постановку, вынужден был сокращать, а местами и переписывать текст, а далее согласовывать его с израильским центром по сохранению наследия Левина, чтобы добиться соблюдения авторского права. Усилия того стоили: особую выразительность спектаклю придало пластическое решение, предложенное балетмейстером Василием Лукьяненко, — практически все характеры, а также тайные и явные желания выявляются через танец, через движение.
Совсем недавно «Артистическое созвездие» пополнило афишу премьерой по пьесе новосибирского драматурга Владимира Солодова «Задуши меня в объятьях», переименованную в ходе репетиций в «Прибей меня, голубчик!» Благодаря присутствию автора, режиссер — а им вновь выступил Евгений Важенин — потребовал изменить отдельные реплики и финал, в результате трогательная мелодраматическая история об одиноких соседках по коммуналке (их роли исполняют Наталья Орлова и Светлана Потемкина) обрела напряженность триллера. Та же актриса Потемкина сочинила детскую сказку и ставит ее к новогодним праздникам. В планах коллектива и еще одна лирическая комедия местного, пока неизвестного широкой публике автора Елены Венедиктовой «Заявление об уходе» — главную роль в ней исполнит Андрей Бутрин, актер с яркой индивидуальностью и отменными вокальными данными, так что без песен не обойдется.
— Мы создали «Артистическое созвездие» из-за досадной профессиональной невостребованности: тогда, пять лет назад, у нас в основном работали актеры, крайне мало игравшие в своих театрах. Естественно, им не хотелось терять форму, напротив, хотелось развиваться. А теперь у нас прямо противоположная ситуация — почти все спектакли идут в двух составах, так как наши актеры очень плотно заняты в своих театрах. Они реальные звезды. Получилось, что почти случайно придуманное название объединения подтвердилось, — рассказал Евгений Важенин.