И хороший рацион, и активный моцион, и надои выше
«Будто лето продлилось», — с улыбкой замечает главный специалист управления сельского хозяйства Ордынского района Анна СУХИХ, интервью которой мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
— Судя по сводкам, надои в сравнении с прошлогодними в районе растут?
— Да. Идем со значительным плюсом — на уровне 110 процентов. Но проблема в том, что основную прибавку дают два хозяйства — племзавод «Ирмень» и сельхозкооператив «Кирзинский». Хотя значительное снижение к уровню прошлого года допустили тоже только два хозяйства — «Новопетровское» и «Луковский».
— Удивительно, что в число аутсайдеров попало крепкое предприятие — сельхозкооператив «Луковский».
— Он, как бы то ни было, по-прежнему остается одним из лучших в районе. Но понимаете... В селе сейчас не хватает работников, особенно мужчин. От этого и все сложности в животноводстве.
— Мало платят?
— Это одна из причин. Однако и там, где заработки не такие уж маленькие, эта проблема тоже существует. Скажем в «Новорогалевском», которое принадлежит Сибирскому аграрному холдингу (САХО), и зарплата достойная, и престиж профессии здесь стараются поддержать. В конце лета холдинг провел День животновода, на котором чествовал своих лучших тружеников. Все они получили хорошие подарки. Только людей на ферме и здесь не хватает. А когда одни доярки или скотники приходят, другие уходят — результаты снижаются.
— С чего же живут в деревне? С подворья?
— Дело в том, что и свои подворья крестьяне сокращают. Поголовье скота в частном секторе ежегодно снижается. Видимо, сейчас сельское население стало более информированным. Знает о том, что можно жить по-другому — работать меньше, в лучших условиях и получать больше. Поэтому, кто живет ближе к городу, старается там найти работу.
— Как же исправить ситуацию?
— Переводить животноводство на более высокий технологический уровень. Для этого надо строить или реконструировать производственные помещения, где будут работать более подготовленные и технически грамотные люди. И требоваться их будет гораздо меньше.
— Чем в районе сейчас и занимаются?
— Да. Очень энергично работают в этом направлении саховцы. Буквально на днях в «Новорогалевском» начнет работать новый доильный зал. В его строительство вложены немалые средства. Однако в этом году перед животноводами района поставлена задача надоить по шесть тысяч килограммов молока от каждой коровы за год. Без технического переоснащения на такой уровень не выйти. Может, не везде следует создавать доильные залы, но заменить те же молокопроводы и многое другое придется всем. Рубеж в шесть тысяч, конечно, будет взят. Генетика нашего скота позволяет иметь такие надои.
— И ваша основная сила — племзавод «Ирмень», где уже давно перешагнули эту продуктивность…
— И продолжают ее наращивать. Надой в этом году будет более 8000 килограммов от каждой коровы. Все помнят, что в прошлом году здесь произвели реконструкцию животноводческих помещений и перешли на беспривязное содержание. А годом раньше оборудовали лучший за Уралом доильный зал. То, что ежегодно здесь делают ирменцы со своим руководителем Юрием Федоровичем Бугаковым, обеспечит хозяйству высокий технологический уровень на долгие годы вперед. И в этом году провели реконструкцию коровников и доильного зала. Сейчас рынок предлагает очень много современного оборудования для ферм. На него тоже распространяется господдержка, в частности, компенсируется, как и на технику для земледелия, тридцать процентов стоимости. Многие наши хозяйства в последние годы приобретали животноводческое оборудование и технику — молоковозы, охладители. Но это не более десяти процентов средств по отношению к затратам на перевооружение полеводства.
— Как я знаю, и остальные хозяйства района намерены постепенно отказаться от пастьбы?
— Это так. Круглогодичное содержание скота в помещениях позволяет внимательнее следить за стадом, повышать его продуктивность. Однако перейти на такую технологию непросто — прежде всего необходимо создать сильную кормовую базу. В этом году, по предварительным подсчетам, в зиму наши хозяйства заготовили более 46 центнеров кормовых единиц на условную голову. Свыше 52 центнеров — в «Ирмени». Это очень хорошие показатели. Единственное предприятие, где кормообеспеченность ниже 30 центнеров, — общество «Пролетарское». Корма у нас задаются скоту в измельченном и смешанном виде. Почти все хозяйства имеют КИСы. В племзаводе «Ирмень» и «Кирзинском» они задействованы круглый год. У других во время уборки был перерыв. Но с окончанием страды все агрегаты должны включиться в работу. Кроме того, почти везде применяют премиксы. В основном хозяйства работают с новосибирскими изготовителями добавок. Очень хороший результат дает использование жмыхов. Их хозяйства берут охотно. Хотя и они сейчас тоже очень подорожали.
— Да, все растет в цене. А молоко?
— Цены на него стабилизировались на очень низком уровне. В основном наши хозяйства отгружают свою продукцию молзаводу «Белок». И практически с начала лета молоко здесь принимают по 7 рублей 80 копеек за литр. Хотя сейчас валовка снижается. Выигрывают, конечно, хозяйства, где есть переработка — опять те же «Ирмень», «Кирзинское». Некоторые везут молоко в Новосибирск, где продают его рублей по десять за литр. Рентабельность отрасли в целом не превышает двадцати процентов. И себестоимость молока растет с удорожанием премиксов, энергии и так далее. Несправедливое распределение прибыли по цепочке «ферма — прилавок» ведет к дальнейшему обнищанию сельхозпредприятий. Все ведь знают, что в сельском хозяйстве самая низкая заработная плата.
— А какой должна быть, по-вашему, справедливая закупочная цена на молоко?
— Как минимум, четырнадцать рублей за литр. Такая цена позволит и отрасль модернизировать, и людей заинтересовать более высокими заработками, и повышать продуктивность стада. Неправильно ведь, что из 28 рублей за литр (минимальная цена молока на прилавке) самая маленькая прибыль остается крестьянину. Получается, что тот, кто переработал и продал, имеет больше, чем тот, кто произвел. Тогда как основные затраты труда и средств именно у производителя.
— На ваш взгляд, состояние животноводства в районе улучшается или, наоборот, несмотря ни на что, становится хуже?
— Уже который год в районе стабильное поголовье коров — чуть больше шести тысяч. И ни одно хозяйство за последние три года не сокращает дойное стадо. Растет продуктивность. Это, несомненно, позитивное начало. Беда в том, что в свое время не удалось сохранить в некоторых хозяйствах животноводство. Хорошее поголовье было в Шарапе, Верх-Чике, Алеусе. Все упирается в экономику. Несколько лет назад сюда пришли новые хозяева, и они посчитали эту отрасль для себя невыгодной. Хотя есть и противоположные примеры. Скажем, в «Филипповском» «Зерно Сибири» провело реконструкцию животноводческих помещений, второй год закупают племенных телок для замены коров.
— Как перешли на «зимние квартиры»?
— Очень активно. Помещения подготовили. Не все они новые, но все приведены в порядок. Есть основание надеяться, что зимовка пройдет успешно. Зооспециалисты везде на местах. В ряде хозяйств есть и селекционеры. Хочу заметить, что племенной учет ведут у нас все предприятия, за исключением двух. Благоприятному переходу в помещения поспособствовала и хорошая погода. Сейчас суточный надой выше прошлогоднего больше чем на килограмм. Но в четвертом квартале начнется отел, и он пойдет вверх. И зимой мы будем надаивать больше, вопреки мнению, что большое молоко можно получать только на траве. В помещениях все стабильно и компактно — люди на месте, кормление более организованно. Поэтому надои в стойловый период выше.