Как будем зимовать?
— Да, вы правы, урожай не очень высокий. Подгорел юг, который примыкает к Чистоозерному району, а это более двадцати процентов посевных площадей. Тем не менее зимовка не вызывает никаких особых опасений. На условную голову скота припасено 25 центнеров кормовых единиц, а этого количества корма вполне достаточно, чтобы не только сохранить поголовье, но и получить хорошую продуктивность.
Кстати, нынешний год для нас в некотором роде переломный: прибавка за девять месяцев составила более трех центнеров молока на каждую корову. А наши лидеры получили более высокий результат. Производственный кооператив «Советская Родина» уже в прошлом году имел от коровы 35 центнеров молока, а нынче нацелился на сорок. Уверен, это ему под силу, потому что за девять месяцев надоено более тридцати центнеров. Хозяйство активно занимается селекционной работой, как и кооператив «Красносельский». Оба продают племенных телок. Недавно такие покупки произвели крестьянское (фермерское) хозяйство «Сарыбалыкское» и агрофирма «Осинцевская».
— Из практики известно, что обычно постановка скота на зимовку — долгий и мучительный процесс. Вдруг оказывается, что еще не все готово: там не застелили полы, там не навесили двери. И работа продолжается, а скот, в том числе и дойный, это время находится на пастбище. А нынче?
— Да, такое случается, но тем не менее в нынешнем году постановка скота прошла, как никогда, организованно — до 25 сентября, кое-где до первого октября.
В этом году, создавая прочную кормовую базу для общественного животноводства, думали не только о количестве, но и о качестве. В основе основ — сенаж, который является одним из ценнейших кормов. Заготовили и сено. Будет и фураж. Думаю, что уже в следующем году добьемся перелома и в полеводстве, поднимем урожай...
— За счет каких резервов?
— В первую очередь за счет покупки новой сельскохозяйственной техники, за счет перевооружения села. Тратим на эти цели десятки миллионов рублей. И вот уже есть первые плоды. Готовя основу будущему урожаю, сумели припасти более двадцати тысяч гектаров зяби и десять тысяч гектаров паров. Такого давно не было. Весной 2009 года весь яровой сев, прежде всего пшеницы, будет произведен по заранее подготовленной почве, а не по «ленивке», как бывало раньше. А это большой плюс.
— Ваши слова настраивают на благодушный лад. Выходит, что в животноводстве все хорошо, все прекрасно...
— Это не совсем так. Одна из острейших проблем современного села — кадры. Не хватает доярок, телятниц, скотников. Не хватает спецов — зоотехников, ветврачей, агрономов. Молодежь чурается села, поэтому оно стремительно стареет.
— И какой же выход?
— Да все тот же — техническое перевооружение. Но если в полеводстве это покупка новых тракторов и комбайнов, сеноуборочной техники, то в животноводстве — строительство современных комплексов, в которых доярка будет обслуживать не двадцать-тридцать коров, а сто-двести...
— О чем вы говорите? При нынешнем состоянии экономики села вести разговор о строительстве современных комплексов по крайней мере смешно и неразумно. Кто даст денежку или, говоря современным языком, инвестирует эту затею? Кто этот добрый дядя?
— Этот добрый дядя — агрохолдинг «Велис», который имеет крупные денежные средства, выделенные правительством из бюджета для подъема села. Это случилось после известных событий в Южной Осетии и Абхазии. Вдруг подобное повторится в более крупных масштабах, если объединенная Европа и Америка откажут нам в продуктах питания? Что тогда будет с нами? Что будем есть-пить?
Так вот, агрохолдинг взял под свое широкое крыло шесть хозяйств, хотя раньше, причем недавно, их было только три. Все, кроме кооператива «Блюдчанский» и общества с ограниченной ответственностью «Покровка», — верные кандидаты в банкроты. Уже не сумели бы самостоятельно убрать урожай. Что оставалось делать в таком положении? Распродавать за гроши имущество — тракторы, комбайны, скот, но кому от этого польза? Судебным приставам?
А теперь картина иная. Хозяйства получили и продолжают получать в неограниченном количестве горюче-смазочные материалы, запчасти, заключены договоры на поставку техники, причем не абы какой, а самой современной. А что касается животноводства, то действительно наметилось строительство современного комплекса на 1200 коров с самой новейшей механизацией. Он не только запланирован, но даже определено место для его строительства.
— Кому так крупно повезло?
— Мы выбрали высокое гривное место меж трех сел — Юрков, Блюдчанского и Черниговки. Там и будет, как сказал поэт, «город заложен». Коров соберем со всех хозяйств. Не хватит — прикупим у наших лидеров.
— Насколько мне известно, агрохолдинг желал бы взять под свою опеку весь район, но далеко не все соглашаются на это: не хотим, мол, терять самостоятельность, не хотим, чтобы нас скушали с потрохами?...
— Думаю, это не тот случай. Если хозяйство прочно стоит на ногах, в самом деле, зачем ему куда-то идти? Оно само по себе живет, и дай ему Бог дальнейшего процветания!