Про разные «штучки» и принца бумажного
Во второй день, судя по восторженным высказываниям публики, покидавшей зал после просмотра анимационных фильмов, на пике зрительского интереса оказалась работа российских мультипликаторов «Собачья дверца». Впрочем, впереди еще немало приятных сюрпризов и открытий, так что высказывать предположения о том, кому отдаст предпочтение компетентное жюри, пока рано.
Одним из самых обсуждаемых в первые дни кинофестиваля стал фильм сербских кинематографистов «Бумажный принц». Некоторым зрителям, особенно старшего поколения, показалась неприятной, что ли, сама ситуация, когда девочка ходит и расспрашивает взрослых о том, что такое измена. Ребенок узнал, что мама изменяет папе. Девочка чувствует, что окружающий ее мир утратил гармонию. Услышав о том, что неверных супругов наказывает Бог и может даже отнять у них ребенка, она в своем детском воображении начинает живо рисовать себе эти картины... Режиссер Дмитрий Таланкин, член жюри конкурса полнометражных фильмов, в интервью нашей газете сказал, что, на его взгляд, это очень нравственный фильм. И суть его состоит в том, что ребенок, задавая вопросы, помогает своей маме осознать неправильность ее поступка. Женщина понимает, что совершила грех, раскаивается и по-новому ощущает то, насколько дорога ей ее семья. Девочка не дает распасться семье.
Как надо говорить сегодня с детьми, что нравственнее: показывать существующие в обществе и семье проблемы и обсуждать их с детьми или защищать юные глаза и души от всего негативного, давая им только положительный образец? Об этом мы беседовали с членом жюри конкурса полнометражных фильмом режиссером Дмитрием Таланкиным. Он, в частности, сказал: «С детьми надо быть честными. Неправильно говорить, что искусство должно воспитывать. Оно не воспитывает напрямую. Оно пробуждает душу. Сегодняшняя молодежь очень тонко чувствует, где правда, а где неправда. Эти дети не примут фальшь».
«Дорогуша» производства Швеции — еще один непростой фильм, реакция на который будет очень разной. Он оставляет тягостное впечатление. Причем не столько медлительностью повествования, нарочитыми повторами ситуаций, не очень выразительными главными героями, сколько ощущением безысходности. Его тема — одиночество людей в городе. Одиночество там, где вокруг тебя столько лиц и глаз, где есть знакомые, приятели и даже родные по крови люди, но все они автономны. Причем что касается молодых героев, даже не скажешь, что у каждого из них есть свой мирок, скорее — пустое пространство. У каждого свое.
Шестидесятиоднолетний Бернхард, от которого ушла жена, и двадцатилетняя девушка, продавец бутика, уволенная хозяйкой за вялость и нежелание нормально обслуживать клиенток, одиноки по-разному. Они встречаются на кухне какого-то третьесортного ресторанчика быстрого питания. Бернхард, который в два с лишним раза старше всех служащих ресторана, пытается закрепиться на этой случайной работе, чтобы хоть чем-то наполнить свою жизнь и перестать тосковать по жене и дочери, которые о нем почти не вспоминают. Эве же нужно где-то перебиться две недели, чтобы получить государственное пособие. Они разговаривают и, кажется, мир начинает помаленьку менять краски... Но чудеса случаются редко.
Удивительно добрые, трогательные истории, рассказанные через восприятие подростка; с трагическими моментами, с юмором, со свойственным детям максимализмом в суждениях и в то же время способностью к всепрощению — это российский фильм «Привет, киндер!» и польская картина «Штучки». Во время просмотра зал несколько раз взрывался аплодисментами. Еще один, очень светлый по настроению фильм — это «Реальный папа» с Михаилом Пореченковым в главной роли.
В первые дни фестиваля зрители смогли также увидеть работу казахских кинематографистов «Лоскутное одеяло» и новую российскую картину «Живи и помни».
Большой интерес у сибиряков вызвал и конкурс короткометражных фильмов, в котором представлены четыре десятка работ большей частью молодых авторов из России, Германии, Италии, Польши и других стран. Один из членов жюри конкурса короткометражных фильмов Василиса Орестова, заместитель директора ГУП «Московское кино», поделилась с нами своими впечатлениями от первых двух дней просмотра и от фестиваля в целом:
— Я очень рада впервые быть в Новосибирске и участвовать в этом кинофестивале. Фестиваль нужен для того, чтобы зрители увидели те фильмы, которые они не могут посмотреть в прокате. Эти фильмы никогда не идут в кинотеатрах, тем они и интересны. Например, в нашей программе очень много работ молодых авторов, студенческих фильмов. Благодаря фестивалю зрители могут приобщиться к чему-то новому. А для меня и моих коллег фестиваль — это еще и возможность пообщаться друг с другом, потому что дома времени на это нет, и, конечно, увидеть иностранных коллег.
На вопрос «В чем прелесть короткого метра?» Василиса Орестова ответила, что как в литературе есть роман и есть рассказ, так существует полнометражный фильм и короткий метр. Это своеобразный рассказ. «Есть истории, которые гораздо интереснее именно в коротком варианте. Это как бы сконцентрированная история. Короткая, очень сжатая и очень внятная», — сказала она. А на вопрос «Что, кроме хорошей истории, требуется для победы?» ответила: «Это должна быть хорошая история, рассказанная профессионально». Заметив, что в первые два дня просмотра каких-то больших открытий она для себя пока не сделала, Василиса оптимистично сказала: «Но у нас еще три дня работы впереди, и надежда на то, что увидим что-то новое, свежее, оригинальное, — жива!»
Параллельно с просмотрами в рамках фестиваля состоялось еще немало интересных событий, в частности, два «круглых стола», один из которых — по патриотическому воспитанию молодежи, а второй — о проблемах молодой семьи. Президент фестиваля Ирина Алферова посетила двенадцатый детский дом, где пообщалась с детьми и педагогами, а вечером, 16 октября, народная артистка России провела творческий вечер в Доме ученых Академгородка. Это был очень интересный, живой разговор со зрителями и земляками, которых интересовало все: от любимых партнеров по спектаклям до тонкостей взаимоотношений актрис дочки и мамы Алферовых и того, какой момент своей биографии Ирина Ивановна считает настоящим триумфом.
Подробнее об этой встрече и о многом другом мы расскажем в одной из следующих публикаций с фестиваля. А пока приглашаем вас на просмотры в «Победу». В субботу можно будет увидеть ряд конкурсных короткометражных фильмов (в 14.00), а также «Слушая тишину» (в 19.00), иранский фильм «Три женщины» (в 14.00) и работу израильских кинематографистов «Маленькие герои» (в 12.00). Как и во все остальные фестивальные дни, в субботу с 14.30 до 19.00 на базе лицея №22 будут проходить мастер-классы анимационного кино.