О «Территории» Теодора Курентзиса
Так, в первой части вечера прозвучала музыка Йоргоса Адамиса и его ансамбля, произведения Бориса Филановского «Нормальное» и Антона Батагова «Человек, который стал радугой». Во второй части концерта маэстро Курентзис приготовил слушателям сюрприз: четыре композитора — Антон Сафронов, Владимир Николаев, Сергей Загний и Анатолий Королев — предложили залу свою версию завершения «Реквиема» Моцарта. Музыка неоконченных или отсутствующих частей написана нашими современниками специально к московской премьере.
И вот один из многочисленных отзывов об этой программе:
«...На фестивале «Территория» Теодор Курентзис музыкальный хозяин. Поэтому он там делает совсем что хочет. А хочет он больше всего двух вещей — старой музыки и новой. А промежуточной — той, что составляет мейнстрим, — не хочет.
Хотя слово «старая» совсем для него не подходит. Поскольку смысл именно в том, что обе музыки живые и бодрые: одна — вовсе не музей, а вторая — вовсе не вынужденная, общественно полезная необходимость. И грани между ними подчас оказываются стертыми, как, скажем, на первой его программе в рамках нынешней «Территории» под названием «Музыка без границ»…
Вообще программы Курентзиса на любой «Территории» — это всегда его авторский или, если хотите, кураторский проект. Ничего похожего — столь задиристого, закидонистого и одновременно профессионально убедительного — у нас больше не делается. По большому счету это новая эпоха для новой музыки, в первую очередь отечественной. Которая оказывается вдруг нужной, интересной, понятной, разной...
История с «Реквиемом» получилась какая-то по-архитектурному красивая. Но надо признать, возможна она была только при наличии невероятно гибких, ко всему открытых, на все готовых новосибирских коллективов Курентзиса — оркестра Musica Aetertna и хора The New Siberian Singers. Которые могут и Моцарта играть, и современную музыку, и до этого еще два часа подряд в рамках мастер-класса «Зачем оркестру нужен дирижер?» исполнять даже самые дикие желания людей из публики, вылезших на сцену ими подирижировать (среди таких была и я, можете посмеяться)…»
(Из статьи музыкального обозревателя газеты «Известия» Екатерины БИРЮКОВОЙ «Территория Курентзиса»).
Кульминацией музыкальной программы, как и всего фестиваля, по мнению критиков, стало еще одно эксклюзивное событие — мировая премьера двух произведений, написанных по заказу фестиваля: сценической кантаты греческого композитора Андреаса Мустукиса «Богини из машины» и оперы Алексея Сюмака «Станция». Режиссер — Кирилл Серебренников, дирижер — Теодор Курентзис. Это был своеобразный симфонический перформанс, спектакль-путешествие, без удобных мест-кресел, где зрители вслед за артистами и музыкантами перемещались из зала в зал, по коридорам и аркам каменного подземелья центра современного искусства с более чем необычным названием — «ВИНЗАВОД».