USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Последний клин

Николай ЦАРЕВ. Фото автора.
201-07.jpg
201-07.jpg




Позади у Степана Леня и руководимого им трудового коллектива еще одна уборочная страда — на сей раз 2008 года. В последний день жатвы зерновых в хозяйство пожаловал десант журналистов новосибирских средств массовой информации. О заботах и успехах местных земледельцев, маслянинских хозяйств и завершающих днях уборочных работ в нашем регионе рассказывали директор «Салаира» Степан Лень, глава Маслянинского района Вячеслав Ярманов и начальник управления сельского хозяйства области Георгий Иващенко. Посланцы телевидения, радио и печатных изданий стали свидетелями того, как под напором мощной современной техники в хозяйстве сдался на милость хлеборобов последний клин салаирской пшеницы. Не было возгласов «ура» и фейерверков, но, признаться, зрелище оказалось волнующим!

В медвежьем углу
Так получилось, что к последней хлебной полосе добираться пришлось не без приключений. Дорога петляла по склонам полей, балкам и в одном из мест уперлась в безымянный для нас проворный ручей. Дно у него оказалось каменистым, поток воды неглубоким, а бережок-то достаточно крутым! Так или иначе, но журналистскую «Газель» пришлось буксировать через ручей по дороге туда и на обратном пути. Благо что в небольшой кавалькаде машин был российский джип УАЗ с прочным тросом.

— Не удивляйтесь, если доведется встретиться с косолапым, — спокойно информировал Степан Лень. — Медведи облюбовали здешнее поле для кормежки. Летом их тут вряд ли увидишь, а к осени, когда созревают посевы, хозяева леса подтягиваются сюда.

Успокою читателей тем, что обошлось без незваных диких гостей. Ни медведей мы не увидели, ни их рычания, отражаемого скальными выходами, не услышали. Да и какой там: при работе на завершающем зерновом поле двух громад — комбайнов «Джон Дир»?! На исходе долгожданного нынешнего бабьего лета зерноуборочные машины работали безостановочно, оставляя каждый сбоку от себя шлейф пыли предгорий.

Немалая часть стеблей с колосьями лежала покрученной, прибитой почти к земле. Нет, это не медведей следы, то ветер и осадки «постарались». И даже такие участки хлебов под силу современной технике.

Молотили комбайны до тех пор, пока не сошел на нет последний клин зерновых. Спасибо, хлебное поле! Дало ты нынче в целом по «Салаиру» 26 центнеров пшеницы с каждого гектара.

С поддержкой области
Насколько ощутима помощь селу со стороны руководства области? Этот вопрос руководителям — участникам беседы у только что сжатой полосы журналисты задали в числе первых.

— Судите сами: своих земель у нас в хозяйстве шесть тысяч гектаров. Кроме того, мы используем две тысячи гектаров дополнительных площадей, включая отведенные нам участки земель не только нашего, Маслянинского, района, но и соседнего Алтайского края. Разве могли бы мы освоить такой объем работ без поддержки государства? Нам удается обновлять технику, получая при этом компенсацию из областного бюджета, пахать необходимое количество зяби, вовремя сеять и справляться с уборкой урожая, который бывает не ниже 23 — 24 центнеров зерна с гектара, — рассуждал Степан Лень.

— Поддержку области не ощутить просто невозможно, — развил тему глава района Вячеслав Ярманов. — Губернатор области Виктор Толоконский, департамент идут навстречу всем нашим начинаниям. На приеме у министра сельского хозяйства Алексея Гордеева мы были вместе со Степаном Ивановичем, говорили о комплексном подходе к развитию сельской территории. Министр воспринял это осторожно. Ну а мы два года активно работали в избранном нами направлении. Итогом наших действий стало большое августовское совещание в Маслянино с участием представителей сибирских регионов и Минсельхоза. Наша работа по развитию района, привлечению сюда большого потока инвестиций одобрена всеми.

— До двадцатых чисел сентября нас преследовала неустойчивая, дождливая погода. И если бы не новая техника, которая за последнее время пришла на службу хлеборобам хозяйств при финансовом содействии области, мы бы не убрали зерновые. Это была бы трагедия, потому что хлеб стоял великолепный. Но в нас жила уверенность, что при нынешней технической оснащенности урожай будет убран. Область завершает страду с планировавшимся нашими специалистами валовым сбором зерна в 3,2 миллиона тонн. В этом году было очень много полеглого хлеба. Рано выпавший в ряде районов области снег придавил зерновые, но люди и техника оказались на высоте. Это касается и Маслянинского района, где снег тоже наследил. Возьмите, к примеру, такой район, как Краснозерский, где урожай в 12 — 14 центнеров зерна с гектара всегда считался благом. Нынче же там получили по 19,7 центнера, намолотили далеко за триста тысяч тонн хлеба. Ощущая надежную государственную поддержку, хозяйства области внесли в этом году 26 тысяч тонн минеральных удобрений (в прошлом году — 18 тысяч тонн), что положительно сказывается на сборах зерна, — добавил начальник управления сельского хозяйства области Георгий Иващенко.

— В Маслянинском районе сегодня уже 11 импортных посевных комплексов, 13 тракторов «Джон Дир», десять зерноуборочных комбайнов такого же названия, — конкретизировал оснащенность местных хозяйств техникой мирового класса начальник районного управления сельского хозяйства Михаил Ананенко.

У Леня лён — козырь
Однако же вернемся к заботам «Салаира». Не одной пшеницей сильно хозяйство, которое вот уже двадцать девятый год возглавляет Степан Лень. Настоящий козырь Степана Ивановича — лён. Культура, надо признать, капризная, но если подходить к ней умеючи, не с кондачка, то весьма доходная.

— Сеяли мы прежде 180 гектаров льна и для имеющегося у нас льнозавода закупали сырье в пяти хозяйствах, потом приняли решение сами выращивать ежегодно 600 — 700 гектаров льна, а позже расширили площадь до 900 гектаров, — сообщил руководитель хозяйства. — Льноводство — отрасль трудоемкая. Где взять людей? Более десяти лет назад мы стали заниматься механизированной уборкой льна. Один пресс-подборщик упаковывает лён на восьми гектарах в день. Если работать вручную, для этого потребовалось бы 30 человек. У нас же задействовано сразу четыре рулонных агрегата, за день они заменяют работу не менее ста человек. Где бы я нашел такое количество работников? Нигде. Тон в работе на поле задает Виктор Зиганшин. Он у нас уже настоящий профессор отрасли. Весной лучше других знает, как правильно посеять лён, в августе приступает к его тереблению, потом скатывает в рулоны. Учит мастерству и других. Рядом с ним всегда несколько человек, для которых он наставник.

Президентский шаг
— Мне бы хотелось отметить, — продолжил Степан Лень, — что президент нашей страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости возродить все льнокомбинаты, работающие на сырье сельхозпредприятий. Лён — такая культура, которая позволяет хозяйствам жить, функционировать в течение всего года. В связи с президентской программой мы получаем существенную финансовую поддержку: для возделывания каждого гектара льна государство выделяет три тысячи рублей. Конечно, это позволит возродить былую славу льна, который очень хорошо растет в Маслянинском районе, в предгорьях Салаира.

Глава района Вячеслав Ярманов тоже большой сторонник развития льноводческой отрасли. Разговаривая с журналистами о перспективах территории, он сказал:

— Мы ориентируемся на те отрасли, которые способны давать больший доход. Рентабельность льноводства высокая, и очень похвально стремление Дмитрия Медведева поднимать эту отрасль. Мы года три этим усиленно занимаемся. Вошли в льноводческую программу. На счете уже пять миллионов рублей. Ожидается поступление еще 60 миллионов рублей. Это адресная безвозмездная помощь, которая будет направлена нами на выращивание льна, на закупку семян. Мы намерены приобрести французские семена, дающие высокую урожайность, высокий стебель льна, позволяющий получать длинное волокно. Львиная доля средств будет направлена на приобретение оборудования, строительство и реконструкцию. В перспективе предполагаем строительство мини-фабрики с более глубокой переработкой льна, на которой будет трудиться от 20 до 60 человек. За этим — увеличение налоговой базы, повышение заработной платы людей.

Вот так от салаирских медведей и коварных ручьев предгорий перешли мы... да-да, к рублю. И неудивительно. Ведь любая трудовая деятельность, а сельская тоже, чего-то стоит, когда она чего-то стоит. Это не каламбур. Сельский житель трудится не для того, чтобы вволю наработаться, а чтобы была серьезная материальная выгода. Пора бы это усвоить всем. И отрадно, что эффективности сельскохозяйственного труда государство начало активно содействовать — не только на словах. Выделением средств на всех уровнях.

...А зверье в отрогах тут, как видите, ни при чем.

Фотографии статьи
201-08.jpg