«Хитрый лис» привлекает внимание
Но он из тех честолюбивых политиков, которым до смерти хочется привлекать внимание и широковещательно заявлять о себе. Этот политик не хочет «мелочиться». К примеру, осудить резко и откровенно правительство Саакашвили за варварское нападение на Южную Осетию или покаяться перед абхазами за прежние геноциды. Это для него не тот масштаб. Ему подавай мировой парламент для решения глобального кризиса. В том числе, не исключено, и для того, чтобы обелить агрессивность нынешней Грузии и попасть на первые роли в Международном парламенте.
Этого, конечно, не будет — не та фигура. Шеварднадзе обанкротился в России и обанкротился в Грузии. Бывшим редко доверяют, и правильно делают. Кроме того, его заявления об экологическом кризисе, прежде всего о всемирном потеплении климата, отдают нафталином. Об этом во весь голос говорилось, в частности, на всемирной конференции в Рио-де-Жанейро. Она посеяла большие надежды и приобрела много авторитетных сторонников. Например, академика Валентина Афанасьевича Коптюга, многолетнего председателя СО РАН. Коптюг был не чета Шеварднадзе. Он никогда не лицемерил, не приспосабливался, и если верил во что-то, то с абсолютной искренностью.
Вот так он поверил и в идеи конференции Рио-де-Жанейро, и принялся их активно пропагандировать, хорошо понимая, какие опасности ждут мир при том отношении к природе, какое установилось в нашей цивилизации, и при той однополярности, какую навязывали странам американцы. Коптюг был из ученых, который далеко видел. И когда он понял, что для идей Рио-де-Жанейро еще не настало время, он публично отказался их защищать и пропагандировать. Это была принципиальная позиция ученого и человека, у которого не глохла совесть в зависимости от обстоятельств.
Шеварднадзе в своих предложениях «глагольствует» о многом. Например, о том, что «существованию нашей цивилизации угрожает и другая опасность — неуправляемые процессы могут «изнутри взорвать наше общество». Он предлагает создать «новую программу действий, которая будет разработана на научной основе. Мы должны создать все условия ученым, чтобы они успели спрограммировать стратегию. Нам необходимо действовать, мы не можем терять времени».
Какая умилительность в этих словах! А нападать на своих соседей — это не потеря времени?! И как могут спрограммировать свои действия ученые, если политики «гнут явно не туда», то угрожая одним, то воюя с другими. Так что предложение о всемирном правительстве хотя и эффектное, но пока явно нереальное и невыполнимое. Действительность заставляет жить и сотрудничать с теми странами, какие есть, а не с теми, какие выдумываются с претензией на истину.
Шеварднадзе ломится в открытые ворота тогда, когда танки уже в них ворвались, и все состоялось — убийство людей и разруха. Он говорит: «Военные конфликты, даже в столь небольших государствах, как Грузия, представляют опасность, поскольку легко могут сыграть роль детонатора и привести к третьей мировой войне. Увлеченные междоусобицей, мы теряем время и возможности для устранения… нынешней современности».
Золотые вроде бы слова, готов под ними подписаться, если бы не знал, что они трагически запоздали. Шеварднадзе на любых высоких постах часто говорил правильно, но по обыкновению после состоявшихся событий, в которых он принимал активное участие. Это политик последействия. Когда еще можно увиливать от ответственности. Поэтому верить ему нельзя. И вот почему предложение о международном правительстве всего лишь очередной мыльный пузырь. И не более того.